Гидравлическая система автогрейдера ГС-14.02 обеспечивает работу всех вспомогательных механизмов машины: от управления рабочим органом до привода тормозной системы и сцепления. В данном руководстве подробно описано устройство узлов гидросистемы, их функционал и особенности эксплуатации.
Состав и общая схема гидросистемы ГС-14.02
Гидросистема ГС-14.02 состоит из следующих компонентов:
- гидробак;
- два гидронасоса НШ-10 и НШ-32;
- распределители;
- гидроцилиндры;
- гидромотор;
- гидрозамки;
- фильтры;
- клапан зарядки;
- гидропедаль;
- трубопроводы и соединительные элементы.

Принципиальная схема гидросистемы представлена на рисунке 1. Все обозначения на ней соответствуют используемым в данном руководстве терминам.
Принцип работы гидросистемы
На линии основного насоса (Н1), масло забирается из гидробака, проходит через фильтр и делитель, после чего направляется к распределителям и тормозной системе.
В нейтральном положении золотников распределителей полости гидроцилиндров и гидромотора заперты. Масло от насоса проходит через распределители Р1, Р2, Р8 и фильтр Ф1, после чего сливается обратно в бак.
При активации одной из секций распределителя линия управления перекрывается, и рабочая жидкость направляется в одну из полостей гидроцилиндра, а другая полость соединяется со сливом.
Тормозная система и гидроусилитель сцепления получают поток через делитель и клапан зарядки. При отпущенных педалях тормоза и сцепления колесные цилиндры соединены со сливом, гидроаккумуляторы заряжены, а масло свободно проходит через гидроусилитель сцепления.
При нажатии на педаль тормоза слив из колесных цилиндров блокируется, и масло под давлением поступает из аккумуляторов и напорной магистрали.
При нажатии на педаль сцепления поток жидкости через гидроусилитель перекрывается, что включает его в работу, при этом тормозная система продолжает функционировать без помех.
Клапан зарядки обеспечивает приоритетную подачу жидкости в тормозную систему, даже если одновременно используется гидроусилитель.
Подзарядка гидроаккумуляторов происходит постоянно при работающем насосе Н1.
Золотник гидропедали Т1 имеет следящее устройство, которое регулирует объем подаваемой жидкости в зависимости от хода педали.
Использование гидроаккумуляторов в тормозной системе позволяет гарантировать надежное торможение даже в аварийных ситуациях — при отказе двигателя или выходе из строя гидронасоса.
При нормальных зазорах в тормозах гидроаккумуляторы обеспечивают не менее 5 эффективных торможений.
Насос Н2 работает только на гидроруль и сливает масло в бак. При повороте руля жидкость направляется в один из цилиндров поворота передних колес, а из второго цилиндра вытесняется через гидроруль обратно в бак.
Гидробак ГС-14.02
Гидробак установлен в задней части подмоторной рамы рядом с топливным баком. Сливной кран находится в днище емкости. Для осмотра и промывки предусмотрен боковой люк с крышкой. Сверху в баке расположен сливной фильтр.

1 — бак топливный; 2 — крышка; 3 — фильтр; 4 — датчик уровня топлива; 5 — бак гидравлический; 6 — пробка; 7 — фильтр; 8 — маслоуказатель; 9 — крышка люка; 10, 13 — кран сливной; 11 — штуцер; 12 — опора; 14 — кран топливный.
Уровень масла проверяется по маслоуказателю при заглушенном двигателе. Он должен находиться между минимальной и максимальной отметками. Заливная горловина оборудована сетчатым фильтром для предварительной очистки жидкости.
Если вы планируете замену или ремонт гидробака, рекомендуется ознакомиться с каталогом запчастей ГС-14.02, чтобы выбрать оригинальные или совместимые комплектующие.
Гидрораспределитель ГС-14.02
Гидрораспределитель состоит из двух трехсекционных блоков, установленных под кабиной. В первой секции предусмотрен предохранительное устройство. Управление золотниками осуществляется рычагами, выведенными в кабину.
Жидкость к распределителю подводится от насоса НШ-32. В нейтральном положении золотников масло свободно проходит через распределитель на слив.

1 - Гидрораспределитель МКРН.306154.013; 2 - 271.05.01.01.002 Винт; 3 -Шайба 5 65Г; 4 - 271.45.02.00.001 Плита; 5 - 271.05.01.01.004 Кронштейн; 6 - Болт М8х16; 7 - Шайба 8 65Г ; 8 - 271.05.01.01.001 Пробка; 9 - 271.22.01.01.001 Угольник; 10 - Гидрозамок МКРН.304 266.005; 11 - 271.05.01.01.007 Штуцер; 12 - О.871.1074-01 Штуцер; 13 - Болт М6х12; 14 - Шайба 6 65Г; 15 - Пробка 316169-П2.
При включении любой секции линия слива перекрывается, и поток направляется в рабочую полость гидроцилиндра, а противоположная полость соединяется со сливом.
На пяти секциях установлены гидрозамки ГС-14.02 для фиксации гидроцилиндров подъема отвала, переднего (бульдозерного) отвала, выноса отвала и тяговой рамы.
Если давление в напорной линии превышает установленный уровень, открывается предохранительный клапан, и жидкость сливается в бак.
Электрогидрораспределители (электрозолотники) имеют трехпозиционную конструкцию с двумя электромагнитами. Переключение производится с помощью электромагнитов, возврат в исходное положение — пружинами. Включение выполняется тумблерами на пульте управления.
Гидроцилиндры ГС-14.02
Гидроцилиндры выноса отвала, механизма фиксации и поворота колес имеют диаметр 80х50 мм и стандартные уплотнения из резины и манжет.
Для подъема отвала, изменения угла резания, наклона колес, подъема рыхлителя и выноса тяговой рамы используются цилиндры с аналогичным диаметром, но с уплотнениями типа «Элконт».
Цилиндры поворота основной рамы — 100х50 мм, также с уплотнениями «Элконт». Поворотные цилиндры колес — плунжерного типа, одностороннего действия.
Передний (бульдозерный) отвал оснащен цилиндрами 120х60 мм с обычными уплотнениями.
За исключением механизма фиксации, во всех гидроцилиндрах установлены гидрозамки ГС-14.02, которые предотвращают произвольное перемещение поршней при неработающем двигателе.
Гидромотор ГС-14.02
Гидромотор (рисунок 4) состоит из корпуса, приводного вала, блока цилиндров, шатунов с поршнями, распределителя и крышек. Приводной вал установлен на трех подшипниках и имеет шлицы для соединения с червяком редуктора.
Блок цилиндров прижат к распределителю пружинами. Поршни, размещенные в блоке, связаны с приводным валом через шатуны.
При подаче жидкости через окна крышки и распределителя, давление на поршни передается через шатуны на фланец вала под углом 25°, создавая крутящий момент.

1 — вал; 2,4,10 — манжета; 3,11 — крышка; 5 — поршень; 6 — шатун; 7 — центральный шип; 8 — блок цилиндров; 9 — распределитель; 12 — корпус; 13,14 — подшипник.
Гидрозамок ГС-14.02
Гидрозамок (рисунок 5) служит для запирания гидроцилиндров при выключенном двигателе. В корпусе размещены два обратных шариковых клапана и плавающий поршень.
Поток поступает через каналы Е или Д и выходит через И или Ж. При подаче давления в один канал открывается соответствующий затвор, и масло поступает в цилиндр. Одновременно поршень смещается, открывая второй затвор для слива.
Если давление отсутствует, обе полости цилиндра заперты.
Важно: Разборка гидрозамка категорически запрещена. Неисправный замок подлежит замене.

1 — корпус клапана; 2 — угольник; 3,10 — уплотнение; 4 — пружина; 5 — шарик; 6 — седло клапана; 7 — корпус; 8 — поршень; 9 — винт.
Шарнир гидравлический ГС-14.02
Шарнир гидравлический (рисунок 6) служит для подвода рабочей жидкости к гидроцилиндрам выноса отвала и изменения его угла резания. Он установлен на поворотной раме и состоит из неподвижного корпуса и вращающегося сердечника.

1 — проволока; 2 — болт; 3 — торцовая шайба; 4 — корпус; 5,7 — штуцеры; 6 — кольцо; 8 — сердечник; 9 — угольник.
На сердечнике выполнены кольцевые канавки и каналы, через которые масло поступает к штуцерам, соединённым с гидроцилиндрами. Снизу к сердечнику приварена скоба, связанная с водилом. Второй конец водила закреплён на поворотном круге.
При повороте отвала вместе с поворотным кругом водило вращает сердечник, обеспечивая правильное положение шлангов относительно отвала и предотвращая их перекручивание или разрыв.
Фильтры ГС-14.02
Фильтрация рабочей жидкости — важный элемент поддержания работоспособности гидросистемы. В автогрейдере ГС-14.02 используются два типа фильтров: напорный и сливной.

1 - 250.05.01.03.100 Тройник; 2 - Адаптер TN 92GG-18 LR 3/4"; 3 - Фильтр SPM 301 CD1CB4 03X; 4 - 250.05.01.03.001 Штуцер; 5 - Прокладка 27М3.
Напорный фильтр установлен в магистрали между насосом НШ-32 и распределителем. Он очищает рабочую жидкость перед её подачей к потребителям. Тонкость фильтрации составляет до 10 мкм. При загрязнении фильтрующего элемента, когда перепад давления достигает 6 кгс/см², открывается перепускной клапан, и масло начинает циркулировать без очистки.
Первую замену фильтроэлемента выполняют через 30 моточасов работы двигателя, далее — каждые 125 и последующие — каждые 250 моточасов.

1 - 501 610 Фильтр сливной RFM 50 CD1 B6 10/00; 2 - 271.25.15.06.001 Штуцер; 3 - Кольцо 038-042-25-2-2.
Сливной фильтр расположен внутри гидробака. Он очищает жидкость, возвращающуюся из системы. Замена фильтроэлемента также производится через 30, 125 и 250 моточасов соответственно.
Перепускной клапан сливного фильтра открывается при перепаде давления 3 кгс/см².
Насос-дозатор (гидроруль) ГС-14.02
Насос-дозатор (рисунок 9) отвечает за управление поворотом передних колес. Он состоит из двух основных частей: распределительного блока и гидромотора обратной связи.

1 — распределительный блок; 2 — гидромотор обратной связи; 3 — корпус; 4 — золотник; 5 — гильза; 6 — комбинированное уплотнение; 7 — упорный подшипник; 8 — пыльник; 9 — штифт; 10 — плоская пружина; 11 — предохранительное устройство; 12 — противоударный затвор; 13 — подпитывающий клапан; 14,15 — обратные клапаны; 16 — венец; 17 — звезда; 18 — нижняя крышка; 19 — верхняя крышка; 20 — кардан; 21 — болт; 22–25 — уплотнительные кольца.
Подключение к системе осуществляется через четыре резьбовых отверстия:
- P — напорная линия;
- T — сливная линия;
- L / R — цилиндровые линии для левого и правого поворотов.
Принцип работы основан на дросселировании потока жидкости при повороте руля. Когда золотник поворачивается, изменяется направление потока, и масло поступает в один из цилиндров поворота, а из второго — вытесняется обратно через гидроруль в бак.
Насос-дозатор позволяет управлять поворотом даже в аварийном режиме, когда основной насос не работает. При этом гидромотор работает как насос, забирая поток из сливной линии.
Гидроусилитель сцепления ГС-14.02
Гидроусилитель сцепления (рисунок 10) обеспечивает автоматическое включение и выключение сцепления при нажатии на педаль. Он состоит из корпуса, золотника, толкателя, поршня и нескольких пружин.

1,12,17 — кольцо резиновое; 2 — гнездо; 3 — клапан; 4 — пружина; 5 — винт регулировочный; 6 — гайка; 7 — колпачок; 8 — гайка; 9 — стяжка; 10,11,13 — пружина; 14 — поршень; 15 — корпус; 16 — болт; 18 — головка; 19 — золотник.
В свободном состоянии золотник и поршень находятся в крайнем левом положении. Жидкость поступает перед поршнем и свободно проходит на слив за поршень через продольные каналы в золотнике.
При нажатии на педаль толкатель перемещает золотник вправо. Продольные каналы перекрываются, и давление перед поршнем возрастает. Это заставляет его двигаться вместе с тягой сцепления до тех пор, пока каналы снова не откроются. Таким образом, обеспечивается слежение поршня за ходом золотника.
Регулировка предохранительного клапана производится на специальном стенде при температуре масла 50°C. Давление должно быть в пределах 2–2,5 МПа (20–25 кгс/см²) .
Клапан зарядки ГС-14.02
Клапан зарядки (рисунок 11) необходим для обеспечения работы тормозной системы и гидроусилителя сцепления при любых режимах работы двигателя.

1,2,4 — уплотнение; 3 — винт; 5 — плунжер; 6 — втулка; 7 — жиклер;
8,16 — седло; 9 — крышка; 10 — затвор регулировочный; 11 — гильза; 12 — поршень; 13,18 — пружина; 14 — уплотнение комбинированное; 15 — корпус; 17 — клапан; 19 — штуцер.
Когда давление в гидроаккумуляторах снижается, плунжер смещается влево, перекрывая проход через жиклер. Поршень блокирует слив, и поток подается в систему через открытый затвор 17.
Регулировочный клапан постоянно контролирует давление в системе, поддерживая его в пределах 8–13 МПа . Это позволяет одновременно использовать как тормозную систему, так и гидроусилитель сцепления без потери эффективности.
Гидропедаль ГС-14.02
Гидропедаль (рисунок 12) представляет собой двухконтурный гидрораспределитель, обеспечивающий управление тормозами.

1,11 — корпус; 2,19 — пружина; 3,6,9 — клапан; 4,7 — втулка; 5,18,19 — пружина; 8,21 — уплотнение; 10 — кольцо; 12 — винт-ограничитель люфта педали; 13 — нажимное устройство; 14 — шток; 15 — уплотнение; 16 — винт-регулятор давления; 17 — шайба; 20 — диск;
22,23 — шарик; P1, P2 — от гидроаккумуляторов; A1, A2 — к тормозным цилиндрам; T — слив.
При отпущенной педали заслонки закрыты, а линии тормозных цилиндров соединены со сливом. При нажатии на педаль перекрывается слив, и рабочая масло под давлением направляется к тормозным цилиндрам.
Ход педали ограничивается винтом, что предотвращает чрезмерное давление и износ компонентов.
Пневмогидроаккумулятор ГС-14.02
Пневмогидроаккумулятор (ПГА) типа АР служит для накопления и отдачи энергии рабочей жидкости, используя сжатый газ (азот). Внутри устройства находится поршень, разделяющий газовую и жидкостную полости.
Этот элемент играет важную роль в тормозной системе автогрейдера: он обеспечивает надежное торможение даже при внезапном отказе двигателя или повреждении гидронасоса. Благодаря аккумуляторам можно выполнить не менее пяти эффективных торможений при нормальном состоянии тормозов и отсутствии давления от насоса.
Устройство пневмогидроаккумулятора регламентируется требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» , утвержденных Гостехнадзором. Информация по техническому обслуживанию, ремонту и мерам безопасности содержится в руководстве по эксплуатации АРРЭ, которое входит в комплект документации на автогрейдер.
Замедлительные клапаны
Замедлительные клапаны используются в гидросистеме автогрейдера ГС-14.02, для предотвращения резкого опускания отвала под действием собственного веса. Эти устройства представляют собой обратные шариковые заслонки с калиброванными отверстиями в седле, которые ограничивают скорость движения жидкости из нижней полости гидроцилиндра.
Клапаны установлены в распределителях — в верхних штуцерах гидроцилиндров подъема отвала и выноса тяговой рамы. Такое расположение позволяет контролировать поток жидкости и предотвратить «разрыв струи», который может привести к гидроударам и повреждению системы.
Трубопроводы и соединения
Для передачи рабочей жидкости между узлами гидросистемы применяются трубопроводы высокого и низкого давления.

1 - 250.05.01.00.000 Гидросистема рамы подмоторной; 2 - 250.05.00.00.008 Рукав 20х29-1,6 L=950; 3 - 97 662 173 Хомут; 4 - 281.05.02.00.000 Установка гидрораспределителей; 5 - 97 662 172
Хомут; 6 - 250.05.00.00.001 Рукав 12х20-1,6 L=700; 7 - РВД 2.21,5.1050.М22х1,5; 8 - 271.05.03.00.000Гидросистема хребтовой балки; 9 - 613.04.00.00.002 Скоба; 10 - Болт М8х40; 11 - Гайка М8-6Н.5; 12 - Шайба 8 65Г; 13 - РВД 12.21,5.1250.М22х1,5; 14 - РВД 12.21,5.1450.М22х1,5; 15 - РВД 12.21,5.650.М22х1,5; 16 - РВД 16.20.850.М27х1,5; 17 - 250.05.00.00.003 Рукав 16х25-1,6 L=1000; 18 - 97 662 174 Хомут; 19 - 250.05.00.00.004 Рукав 16х25-1,6 L=1500; 20 - РВД 12.21,5.1450.М22х1,5.0/90; 21 - 250.05.00.00.002 Рукав 12х20-1,6 L=1500.
Трубопроводы высокого давления изготовлены из цельнотянутых труб, что обеспечивает их прочность и герметичность. Для соединения подвижных агрегатов используются рукава высокого давления (РВД), способные выдерживать значительные нагрузки и многократные изгибы.
Сливные и дренажные магистрали выполнены из цельнотянутых труб и рукавов низкого давления. Это позволяет минимизировать сопротивление потоку жидкости и уменьшить риск перегрева системы.
Регулировка предохранительного клапана распределителя
Для корректной работы гидросистемы важно своевременно проверять и регулировать давление в предохранительном клапане распределителя.
Порядок регулировки:
- Установите манометр со шкалой не менее 16 МПа (160 кгс/см²) на напорный трубопровод от насоса НШ-32 вместо заглушки.
- Запустите двигатель и переведите рукоятку распределителя в положение подъема переднего (бульдозерного) отвала или рыхлителя.
- Удерживайте рукоятку в этом положении и зафиксируйте показания манометра при максимальной подаче топлива. Давление должно составлять 10 МПа (100 кгс/см²) .
- При необходимости отрегулируйте давление, изменяя затяжку нажимного винта предохранительной заслонке.
- Зафиксируйте винт контргайкой, снимите манометр и установите заглушку на место.
Важно! Разборку узлов гидросистемы необходимо выполнять только в условиях специализированной мастерской. Это гарантирует сохранение работоспособности оборудования и соблюдение правил техники безопасности.
Регулировка предохранительного клапана распределителя
Для стабильной и безопасной работы гидросистемы автогрейдера ГС-14.02 важно своевременно проверять и регулировать давление в предохранительном клапане распределителя.
Пошаговая инструкция по регулировке:
- Подготовка:
Установите манометр со шкалой не менее 16 МПа (160 кгс/см²) на напорный трубопровод от насоса НШ-32, временно сняв заглушку. - Запуск двигателя и активация системы:
Запустите двигатель и переведите рукоятку распределителя в положение подъема переднего (бульдозерного) отвала или рыхлителя. - Измерение давления:
Удерживайте рукоятку в этом положении и зафиксируйте показания манометра при максимальной подаче топлива. Давление должно быть около 10 МПа (100 кгс/см²) . - Корректировка давления:
Если давление отличается от нормы, отрегулируйте его с помощью нажимного винта предохранительного клапана — ослабьте или затяните его для снижения или повышения давления соответственно. - Фиксация настройки:
После корректировки законтрите винт, чтобы он не сместился в процессе эксплуатации. - Завершение процедуры:
Снимите манометр и установите заглушку обратно на место.
Правильно отрегулированный предохранительный клапан обеспечивает защиту гидросистемы от перегрузок и гарантирует бесперебойную работу всех механизмов автогрейдера.
Важные замечания по эксплуатации и обслуживанию
ВНИМАНИЕ! Разборку узлов гидросистемы следует выполнять только в условиях специализированной мастерской. Это связано с необходимостью соблюдения чистоты, точности сборки и правил техники безопасности.

Периодическое техническое обслуживание включает:
- контроль уровня масла в гидробаке;
- замену фильтроэлементов;
- проверку натяжения приводных ремней насосов;
- регулировку давления в предохранительных клапанах;
- осмотр трубопроводов и рукавов высокого давления на предмет износа и протечек.
Техобслуживание должно проводиться строго по графику, указанному в руководстве по эксплуатации машины. При выявлении неисправностей рекомендуется обращаться к квалифицированным специалистам.

Большое Вам Спасибо за вашу статью по устройству гидравлики на гс 14.02.