Силовая передача грейдера ГС-14.02 — это комплекс узлов, передающих крутящий момент от двигателя к ведущим колёсам. От её надёжности напрямую зависит эффективность работы техники, плавность переключения передач и общая проходимость машины. В этой статье подробно разберём устройство и особенности эксплуатации основных элементов: сцепления ГС-14.02, тормозка, кардана ГС-14.02, а также дадим практические рекомендации по обслуживанию. Информация будет полезна как для машинистов, так и для автомехаников, выполняющих ремонт и диагностику.

Кинематическая схема ГС-14.02
Рисунок 1 - Кинематическая схема автогрейдера ГС-14.02 с дифференциалом заднего моста

Общая кинематическая схема силовой передачи представлена на рисунке 1 и включает следующие основные компоненты:

  • муфта сцепления;
  • верхний и нижний карданные валы;
  • коробка передач;
  • задний мост с дифференциалом.

Рассмотрим каждый узел подробно.


Устройство и обслуживание сцепления ГС-14.02

На грейдерах ГС-14.02, оснащённых дизельным двигателем Д-260.14, устанавливается сухое двухдисковое сцепление постоянно-замкнутого типа. Это означает, что при нормальных условиях сцепление всегда включено, а выключение происходит только при нажатии на педаль.

Муфта сцепления гс-14.02
Рисунок 2 - Муфта сцепления
1-маховик, 2-резиновый элемент, 3-ведомый диск, 4-промежуточный диск, 5-нажимной диск, 6-опорный диск, 7-ось, 8-пластина, 9-регулировочная гайка, 10-ролик, 11-отжимной рычаг, 12-шлицевая втулка, 13-стакан, 14-пружина, 15-палец, 16-втулка

Конструкция сцепления смонтирована на маховике двигателя (поз. 1 на рисунке 2). Основные элементы:

  • Маховик (1) — служит опорой для всей сборки.
  • Опорный диск (6) — закреплён на маховике с помощью пальцев (15) и втулок (16).
  • Нажимной диск (5) — установлен в пазах опорного диска и прижимает ведомые диски к маховику.
  • Пружины (14) в стаканах (13) создают необходимое усилие прижатия.
  • Промежуточный диск (4) и два ведомых диска (3) — передают крутящий момент от двигателя к первичному валу коробки передач.
  • Отжимные рычаги (11) установлены на осях (7) с роликами (10) и регулируются гайками (9), зафиксированными пластинами (8).
  • Шлицевая втулка (12) — обеспечивает центрирование сборки.

Особенностью конструкции является наличие демпферного устройства на ведомом диске, включающего резиновые элементы (2), которые эффективно гасят крутильные колебания и снижают динамические нагрузки на трансмиссию.

Регулировка сцепления ГС-14.02

Правильная регулировка — залог долгой и безотказной работы. Основное внимание уделяется свободному ходу выжимного подшипника, который необходимо проверять и корректировать по мере износа фрикционных накладок.

Привод выключения муфты сцепления гс-14.02
Рисунок 3 - Привод выключения муфты сцепления
1-рычаг сцепления, 2-тяга, 3-втулка, 4-гидроусилитель, 5-рычаг, 6-тяга, 7-тяга блокировки передач, 8-винт регулировочный, 9-труба с рычагами, 10-планка, 11-пружина, 12-педаль, 13-рычаг педали, 14-болт, 15-втулка, 16-ось педали, 17-ригель, 18-ось, 19-толкатель, 20-гайка, 21-вилка

Общая последовательность регулировки (для двигателей Д-260.14):

  1. Отключите тормозок: выверните регулировочную втулку (4) на несколько оборотов (см. рисунок 7).
  2. Отсоедините тягу (2) от рычага сцепления (1) (см. рисунок 3).
  3. Установите зазор "В", изменяя длину толкателя (19) или тяги (6).
  4. Проверьте полный ход педали сцепления (12):
    1. При полностью выжатой педали (регулировочный винт 8 упирается в пол кабины) втулка выжимного подшипника должна выйти из корпуса гидроусилителя (4) на 34–37 мм.
    1. При необходимости отрегулируйте ход с помощью винта (8).
  5. Отведите рычаг (1) в сторону от гидроусилителя до упора, затем верните его назад на 7–10 мм.
  6. Соедините рычаг (1) с вилкой (21) тяги (2) и законтрите гайкой (20).
  7. Проверьте зазор "А" (см. рисунок 4) — он должен составлять 3–4 мм.
выжимной подшипник гс-14.02
Рисунок 4 - Муфта сцепления (выжимной подшипник)

⚠️ Важно! После регулировки обязательно проверьте эффективность выключения сцепления: при полном нажатии на педаль вращение верхнего карданного вала должно остановиться не более чем за 8 секунд (при отключённом тормозке).

Рычаги управления гс-14.02
Рисунок 5 - Рычаги управления
1-тяга, 2-рычаг, 3-вилка, 4-гайка, 5-рычаг

Особенности привода сцепления на ЯМЗ-236Г-6

На модификациях с двигателем ЯМЗ-236Г-6 используется иная схема привода. Здесь между гидроусилителем и рычагом сцепления установлен двуплечий рычаг (5), который изменяет направление усилия (см. рисунок 3).

Регулировка в этом случае производится с помощью тяги (1) (рисунок 5):

  1. Отведите рычаг (2) до упора против часовой стрелки, затем верните на 8–9 мм.
  2. Соедините его с вилкой (3) тяги (1) и законтрите гайкой (4).
  3. Проверьте зазор "А" — он должен быть в пределах 3–4 мм.

Такая конструкция позволяет адаптировать систему под особенности компоновки двигателя, но требует внимательного подхода при настройке.


Как снять сцепление с маховика?

Для демонтажа необходимо сжать нажимные пружины. Это делается с помощью трёх технологических болтов, которые вворачиваются через отверстия в опорном диске (6) в нажимной диск (5). После сжатия пружин сборку можно аккуратно снять с маховика.


Тормозок ГС-14.02: назначение и регулировка

Тормозок — важный элемент системы, установленный на карданной передаче. Его основная задача — быстро остановить верхний карданный вал (а вместе с ним и первичный вал коробки передач) при выключении сцепления. Это значительно облегчает переключение передач, особенно на ходу, и снижает износ шестерён.

тормозок гс-14.02
Рисунок 6 - Тормозок
1 -рычаг с кулачком, 2-пружина, 3-контргайка, 4-втулка регулировочная, 5-толкатель, 6-рычаг муфты сцепления, 7-упор колодки, 8-пружина, 9-ось, 10-колодка тормозная, 11-фланец со шкивом, 12-гайка толкателя, 13-накладка колодки

Как работает тормозок?

При нажатии на педаль сцепления кулачок рычага (1) (рисунок 6) воздействует на толкатель (5), который прижимает тормозную колодку (10) к тормозному шкиву фланца (11). Торможение происходит плавно благодаря предохранительной пружине (2), которая гасит ударные нагрузки и защищает узел от поломок.

Когда сцепление включается, пружина кручения (8) отводит колодку от шкива, создавая необходимый зазор и исключая подтормаживание.

Примечание: На моделях автогрейдера 250 тормозная колодка и кулачок установлены сверху фланца — это связано с изменением направления усилия в приводе сцепления.

Регулировка тормозка

Правильная регулировка обеспечивает эффективное торможение без перегрева и износа накладок.

  1. Ослабьте контргайку (3) и вращайте регулировочную втулку (4), чтобы установить нужное положение толкателя (5) относительно колодки.
  2. При выключенном сцеплении зазор между торцом гайки толкателя (12) и регулировочной втулкой (4) должен быть 1–3 мм.
  3. Проверьте время торможения: карданный вал должен останавливаться через 1–2 секунды после выключения сцепления.

Карданная передача ГС-14.02: устройство и обслуживание

Карданная передача состоит из двух валов:

  • Верхний карданный вал — передаёт момент от сцепления к коробке передач.
  • Нижний карданный вал — соединяет коробку передач с задним мостом.

Оба вала — одинаковой конструкции и взаимозаменяемы.

кардан гс-14.02
Рисунок 7 - Карданный вал
1-фланец, 2-крестовина, 3-подшипник, 4-уплотнение, 5-масленка, 6-скользящая вилка, 7-сальник, 8-шлицевый вал, 9-труба, 10-балансировочная пластина, 11-неподвижная вилка, 12-заглушка, 13-замковое кольцо.

Устройство карданного вала

Карданный вал (поз. 9) — это тонкостенная труба, на концах которой установлены:

  • Неподвижная вилка (11) — приварена к трубе.
  • Шлицевый вал (8) — входит в скользящую вилку (6), что позволяет валу изменять длину при работе подвески и монтаже.

Такая конструкция компенсирует смещения между агрегатами и предотвращает перегрузки в трансмиссии.

Шарниры выполнены по классической схеме с крестовиной (2) и игольчатыми подшипниками (3). Центрирование крестовины обеспечивается донышками стаканов, которые запрессованы в вилки и фиксируются замковыми кольцами (13).


Смазка и защита узлов

  • Игольчатые подшипники смазываются через маслёнки (5). Излишки смазки выходят через клапан в уплотнении (4), что предотвращает повреждение сальников при избыточном давлении.
  • Шлицевое соединение защищено с одной стороны сальником (7), с другой — заглушкой (12). Смазка наносится через маслёнку или методом обмазки.
  • Для балансировки вала на трубе приварены балансировочные пластины (10).

Карданные валы крепятся к фланцам двигателя, коробки передач и заднего моста специальными болтами, важно не перепутать их с обычными крепёжными элементами.


Практические рекомендации для механиков и машинистов

  • Регулярно проверяйте зазоры в приводе сцепления — это предотвратит неполное выключение и износ дисков.
  • Следите за состоянием накладок тормозка (13) — при износе более 50% требуется замена.
  • При сборке карданного вала ориентируйте вилки по меткам, чтобы избежать вибраций.
  • Используйте только рекомендованные смазочные материалы для шлицев и подшипников.

Где найти запчасти ГС-14.02?

Для оперативного ремонта важно иметь доступ к проверенному каталогу запчастей ГС-14.02. В нём вы найдёте:

  • оригинальные номера деталей сцепления, тормозка, кардана;
  • совместимые аналоги;
  • схемы сборки узлов.

Рекомендуем вести учёт износа таких узлов, как сцепление ГС-14.02, кардан ГС-14.02 и тормозок, чтобы своевременно заказывать запчасти и избегать простоев техники.


Вывод:
Силовая передача грейдера ГС-14.02 — сложный, но надёжный механизм, требующий грамотного обслуживания. Понимание устройства сцепления, тормозка и карданной передачи позволяет не только эффективно эксплуатировать технику, но и быстро диагностировать неисправности. Регулярная регулировка, смазка и использование качественных запчастей — залог долгой и бесперебойной работы грейдера.

Чеботарев Иван ГеннадьевичАвтор статьи: Иван Чеботарев
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©