Силовая передача грейдера ГС-14.02 — это комплекс узлов, передающих крутящий момент от двигателя к ведущим колёсам. От её надёжности напрямую зависит эффективность работы техники, плавность переключения передач и общая проходимость машины. В этой статье подробно разберём устройство и особенности эксплуатации основных элементов: сцепления ГС-14.02, тормозка, кардана ГС-14.02, а также дадим практические рекомендации по обслуживанию. Информация будет полезна как для машинистов, так и для автомехаников, выполняющих ремонт и диагностику.

Общая кинематическая схема силовой передачи представлена на рисунке 1 и включает следующие основные компоненты:
- муфта сцепления;
- верхний и нижний карданные валы;
- коробка передач;
- задний мост с дифференциалом.
Рассмотрим каждый узел подробно.
Устройство и обслуживание сцепления ГС-14.02
На грейдерах ГС-14.02, оснащённых дизельным двигателем Д-260.14, устанавливается сухое двухдисковое сцепление постоянно-замкнутого типа. Это означает, что при нормальных условиях сцепление всегда включено, а выключение происходит только при нажатии на педаль.

1-маховик, 2-резиновый элемент, 3-ведомый диск, 4-промежуточный диск, 5-нажимной диск, 6-опорный диск, 7-ось, 8-пластина, 9-регулировочная гайка, 10-ролик, 11-отжимной рычаг, 12-шлицевая втулка, 13-стакан, 14-пружина, 15-палец, 16-втулка
Конструкция сцепления смонтирована на маховике двигателя (поз. 1 на рисунке 2). Основные элементы:
- Маховик (1) — служит опорой для всей сборки.
- Опорный диск (6) — закреплён на маховике с помощью пальцев (15) и втулок (16).
- Нажимной диск (5) — установлен в пазах опорного диска и прижимает ведомые диски к маховику.
- Пружины (14) в стаканах (13) создают необходимое усилие прижатия.
- Промежуточный диск (4) и два ведомых диска (3) — передают крутящий момент от двигателя к первичному валу коробки передач.
- Отжимные рычаги (11) установлены на осях (7) с роликами (10) и регулируются гайками (9), зафиксированными пластинами (8).
- Шлицевая втулка (12) — обеспечивает центрирование сборки.
Особенностью конструкции является наличие демпферного устройства на ведомом диске, включающего резиновые элементы (2), которые эффективно гасят крутильные колебания и снижают динамические нагрузки на трансмиссию.
Регулировка сцепления ГС-14.02
Правильная регулировка — залог долгой и безотказной работы. Основное внимание уделяется свободному ходу выжимного подшипника, который необходимо проверять и корректировать по мере износа фрикционных накладок.

1-рычаг сцепления, 2-тяга, 3-втулка, 4-гидроусилитель, 5-рычаг, 6-тяга, 7-тяга блокировки передач, 8-винт регулировочный, 9-труба с рычагами, 10-планка, 11-пружина, 12-педаль, 13-рычаг педали, 14-болт, 15-втулка, 16-ось педали, 17-ригель, 18-ось, 19-толкатель, 20-гайка, 21-вилка
Общая последовательность регулировки (для двигателей Д-260.14):
- Отключите тормозок: выверните регулировочную втулку (4) на несколько оборотов (см. рисунок 7).
- Отсоедините тягу (2) от рычага сцепления (1) (см. рисунок 3).
- Установите зазор "В", изменяя длину толкателя (19) или тяги (6).
- Проверьте полный ход педали сцепления (12):
- При полностью выжатой педали (регулировочный винт 8 упирается в пол кабины) втулка выжимного подшипника должна выйти из корпуса гидроусилителя (4) на 34–37 мм.
- При необходимости отрегулируйте ход с помощью винта (8).
- Отведите рычаг (1) в сторону от гидроусилителя до упора, затем верните его назад на 7–10 мм.
- Соедините рычаг (1) с вилкой (21) тяги (2) и законтрите гайкой (20).
- Проверьте зазор "А" (см. рисунок 4) — он должен составлять 3–4 мм.

⚠️ Важно! После регулировки обязательно проверьте эффективность выключения сцепления: при полном нажатии на педаль вращение верхнего карданного вала должно остановиться не более чем за 8 секунд (при отключённом тормозке).

1-тяга, 2-рычаг, 3-вилка, 4-гайка, 5-рычаг
Особенности привода сцепления на ЯМЗ-236Г-6
На модификациях с двигателем ЯМЗ-236Г-6 используется иная схема привода. Здесь между гидроусилителем и рычагом сцепления установлен двуплечий рычаг (5), который изменяет направление усилия (см. рисунок 3).
Регулировка в этом случае производится с помощью тяги (1) (рисунок 5):
- Отведите рычаг (2) до упора против часовой стрелки, затем верните на 8–9 мм.
- Соедините его с вилкой (3) тяги (1) и законтрите гайкой (4).
- Проверьте зазор "А" — он должен быть в пределах 3–4 мм.
Такая конструкция позволяет адаптировать систему под особенности компоновки двигателя, но требует внимательного подхода при настройке.
Как снять сцепление с маховика?
Для демонтажа необходимо сжать нажимные пружины. Это делается с помощью трёх технологических болтов, которые вворачиваются через отверстия в опорном диске (6) в нажимной диск (5). После сжатия пружин сборку можно аккуратно снять с маховика.
Тормозок ГС-14.02: назначение и регулировка
Тормозок — важный элемент системы, установленный на карданной передаче. Его основная задача — быстро остановить верхний карданный вал (а вместе с ним и первичный вал коробки передач) при выключении сцепления. Это значительно облегчает переключение передач, особенно на ходу, и снижает износ шестерён.

1 -рычаг с кулачком, 2-пружина, 3-контргайка, 4-втулка регулировочная, 5-толкатель, 6-рычаг муфты сцепления, 7-упор колодки, 8-пружина, 9-ось, 10-колодка тормозная, 11-фланец со шкивом, 12-гайка толкателя, 13-накладка колодки
Как работает тормозок?
При нажатии на педаль сцепления кулачок рычага (1) (рисунок 6) воздействует на толкатель (5), который прижимает тормозную колодку (10) к тормозному шкиву фланца (11). Торможение происходит плавно благодаря предохранительной пружине (2), которая гасит ударные нагрузки и защищает узел от поломок.
Когда сцепление включается, пружина кручения (8) отводит колодку от шкива, создавая необходимый зазор и исключая подтормаживание.
Примечание: На моделях автогрейдера 250 тормозная колодка и кулачок установлены сверху фланца — это связано с изменением направления усилия в приводе сцепления.
Регулировка тормозка
Правильная регулировка обеспечивает эффективное торможение без перегрева и износа накладок.
- Ослабьте контргайку (3) и вращайте регулировочную втулку (4), чтобы установить нужное положение толкателя (5) относительно колодки.
- При выключенном сцеплении зазор между торцом гайки толкателя (12) и регулировочной втулкой (4) должен быть 1–3 мм.
- Проверьте время торможения: карданный вал должен останавливаться через 1–2 секунды после выключения сцепления.
Карданная передача ГС-14.02: устройство и обслуживание
Карданная передача состоит из двух валов:
- Верхний карданный вал — передаёт момент от сцепления к коробке передач.
- Нижний карданный вал — соединяет коробку передач с задним мостом.
Оба вала — одинаковой конструкции и взаимозаменяемы.

1-фланец, 2-крестовина, 3-подшипник, 4-уплотнение, 5-масленка, 6-скользящая вилка, 7-сальник, 8-шлицевый вал, 9-труба, 10-балансировочная пластина, 11-неподвижная вилка, 12-заглушка, 13-замковое кольцо.
Устройство карданного вала
Карданный вал (поз. 9) — это тонкостенная труба, на концах которой установлены:
- Неподвижная вилка (11) — приварена к трубе.
- Шлицевый вал (8) — входит в скользящую вилку (6), что позволяет валу изменять длину при работе подвески и монтаже.
Такая конструкция компенсирует смещения между агрегатами и предотвращает перегрузки в трансмиссии.
Шарниры выполнены по классической схеме с крестовиной (2) и игольчатыми подшипниками (3). Центрирование крестовины обеспечивается донышками стаканов, которые запрессованы в вилки и фиксируются замковыми кольцами (13).
Смазка и защита узлов
- Игольчатые подшипники смазываются через маслёнки (5). Излишки смазки выходят через клапан в уплотнении (4), что предотвращает повреждение сальников при избыточном давлении.
- Шлицевое соединение защищено с одной стороны сальником (7), с другой — заглушкой (12). Смазка наносится через маслёнку или методом обмазки.
- Для балансировки вала на трубе приварены балансировочные пластины (10).
Карданные валы крепятся к фланцам двигателя, коробки передач и заднего моста специальными болтами, важно не перепутать их с обычными крепёжными элементами.
Практические рекомендации для механиков и машинистов
- Регулярно проверяйте зазоры в приводе сцепления — это предотвратит неполное выключение и износ дисков.
- Следите за состоянием накладок тормозка (13) — при износе более 50% требуется замена.
- При сборке карданного вала ориентируйте вилки по меткам, чтобы избежать вибраций.
- Используйте только рекомендованные смазочные материалы для шлицев и подшипников.
Где найти запчасти ГС-14.02?
Для оперативного ремонта важно иметь доступ к проверенному каталогу запчастей ГС-14.02. В нём вы найдёте:
- оригинальные номера деталей сцепления, тормозка, кардана;
- совместимые аналоги;
- схемы сборки узлов.
Рекомендуем вести учёт износа таких узлов, как сцепление ГС-14.02, кардан ГС-14.02 и тормозок, чтобы своевременно заказывать запчасти и избегать простоев техники.
Вывод:
Силовая передача грейдера ГС-14.02 — сложный, но надёжный механизм, требующий грамотного обслуживания. Понимание устройства сцепления, тормозка и карданной передачи позволяет не только эффективно эксплуатировать технику, но и быстро диагностировать неисправности. Регулярная регулировка, смазка и использование качественных запчастей — залог долгой и бесперебойной работы грейдера.
