Если вы работаете с автогрейдером ГС-14.02, будь то водитель или механик, важно понимать устройство его несущей конструкции — рамы. От её состояния и правильной настройки напрямую зависит устойчивость машины, точность работы отвала и долговечность всей техники. В этой статье подробно разберём, как устроена рама грейдера ГС-14.02, из каких элементов она состоит и на что обращать внимание при эксплуатации и ремонте.
Общее устройство рамы
Рама автогрейдера ГС-14.02 — это сварная конструкция, состоящая из двух основных частей:
- подмоторной рамы;
- хребтовой балки.
Эти элементы соединены между собой вертикальным шарниром, что позволяет грейдеру сгибаться в продольной плоскости. Такая конструкция улучшает проходимость на неровной местности и повышает маневренность.
На подмоторной раме размещаются ключевые узлы:
- двигатель;
- коробка передач;
- кабина оператора;
- капот;
- топливные и масляные баки.
В задней части подмоторной рамы крепится рыхлитель-кирковщик, а снизу — задний мост.
К хребтовой балке спереди присоединяются:
- передний мост;
- передний бульдозерный отвал;
- тяговая рама рабочего органа.
В средней части рамы установлен механизм подвески гидроцилиндров подъёма отвала и выноса тяговой рамы — об этом подробнее чуть ниже.

1 — кронштейн крепления гидроцилиндра рыхлителя-кирковщика; 2 — подмоторная рама; 3 — хомут крепления заднего моста; 4 — кронштейн установки кабины; 5 — гидроцилиндр поворота (сочленения) рамы; 6 — фиксирующая стяжка; 7 — хребтовая балка; 8 — механизм подвески гидроцилиндров; 9 — передний кронштейн; 10 — универсальная головная плита; 11 — поворотный кронштейн; 12 — цапфа; 13 — сектор; 14 — фиксатор; 15 — винт; 16 — штуцер; 17 — гидроцилиндр; 18 — штуцер; 19 — ось; 20 — шпонка.
Механизм подвески гидроцилиндров: как он работает?
Механизм подвески гидроцилиндров (поз. 8 на Рис. 1) — важный узел, отвечающий за подъём и опускание отвала, а также за вынос тяговой рамы. Он включает в себя поворотный хомут (или кронштейн), на котором крепятся вилки гидроцилиндров.
Хомут может поворачиваться вокруг цапфы (поз. 12), приваренной к хребтовой балке. Чтобы зафиксировать хомут в нужном положении, используется фиксатор (поз. 14), управляемый гидроцилиндром (поз. 17). Фиксатор входит в пазы сектора (поз. 13), который также приварен к хребтовой балке.
Сектор имеет пять пазов:
- крайние пазы — для фиксации механизма при установке отвала под углом до 90°;
- средний паз — исходное (нейтральное) положение;
- два промежуточных паза — для промежуточных углов наклона.
Управление фиксатором осуществляется из кабины оператора — достаточно перевести соответствующий переключатель в нужное положение.
Важно! Перед тем как разомкнуть фиксатор поворотного хомута, обязательно опустите отвал на землю. Это предотвратит случайное смещение узлов и повреждение гидравлики.
Шарнирное сочленение рамы: поворот на 22°
Одна из ключевых особенностей грейдера ГС-14.02 — возможность поворота подмоторной рамы относительно хребтовой балки на угол до 22°. Это достигается за счёт вертикального шарнира, расположенного в центральной части машины.
Такая конструкция позволяет смещать ось передних колёс до 1200 мм относительно задних — это особенно полезно при прямолинейной работе на уклоне или при необходимости точного выравнивания покрытия.
Устройство шарнира
- В подмоторной раме выполнены проушины с гладкими отверстиями.
- В кронштейнах хребтовой балки — резьбовые отверстия.
- Верхняя и нижняя оси (поз. 19) вворачиваются резьбовой частью в кронштейны хребтовой балки и фиксируются в проушинах шпонками (поз. 20) и болтами.
При повороте рамы кронштейны хребтовой балки перемещаются по резьбе осей, приподнимаясь или опускаясь. Это обеспечивает плавное и надёжное сочленение.
Зазор между проушинами и кронштейнами должен быть не менее 2 мм. Его регулируют поворотом осей. Оси должны быть ввернуты до упора в проушины, чтобы избежать люфта.
Поворот рамы осуществляется двумя гидроцилиндрами (поз. 5). Если сочленение не используется (например, при транспортировке или работе на ровной поверхности), раму жёстко фиксируют с помощью стяжки (поз. 6). Эта стяжка может находиться в двух положениях:
- фиксированном — для блокировки поворота;
- свободном — не мешает повороту рамы.
Смазка шарнира: важные рекомендации
Чтобы шарнирное сочленение работало долго и без износа, необходимо регулярно проводить смазку. Для этого предусмотрено два маслёнки (штуцера).
- Смазочный материал: Литол-24 (или аналогичный литиевый консистентный смазочный материал).
- Периодичность: каждые 125 моточасов.
- Способ: нагнетать смазку до тех пор, пока она не начнёт выдавливаться из зазоров — это гарантирует полное заполнение.
Забывание о смазке — одна из частых причин быстрого износа шарнира и появления люфтов. Регулярное обслуживание поможет избежать дорогостоящего ремонта и простоя техники.
Альтернативная конструкция: жёсткая рама без шарнира
На некоторых модификациях грейдера ГС-14.02 может устанавливаться жёсткая сварная рама без вертикального шарнира. В этом случае:
- Нет гидроцилиндров поворота рамы;
- Нет фиксирующей стяжки;
- Расположение узлов аналогично шарнирной версии.
Такая рама проще в обслуживании, но менее манёвренна на сложном рельефе.
Как понять, что рама жёсткая? На панели приборов (Рис. 2) включатель 10 «Поворот-сочленение рамы» заблокирован и неактивен.

1 — переключатель поворотов; 2 — включатель массы; 3–5.1 — контрольные лампы; 6 — спидометр; 7–12 — включатели (механизм фиксации, угол резания, наклон колёс, поворот рамы, рыхлитель, поворотный отвал); 13–16 — контрольные лампы и предохранитель.
Полезные советы для водителей и механиков
- Проверяйте состояние рамы при каждом ТО: ищите трещины в сварных швах, особенно в зоне шарнира и крепления мостов.
- Следите за затяжкой болтов крепления заднего моста и кронштейнов — вибрация может ослабить соединения.
- Не пренебрегайте смазкой шарнира — это дешевле, чем замена осей или кронштейнов.
- При замене запчастей ГС-14.02 используйте оригинальные или проверенные аналоги. Особенно это касается осей, шпонок и фиксаторов — они работают в условиях высоких нагрузок.
При установке отвала всегда проверяйте, в каком положении зафиксирован механизм подвески — неправильный угол может привести к перекосу и износу ножей.
