Чтобы управлять перемещением и работой снегоочистителя, используется ряд систем управления и механизмов. Они приводятся в действие от рычагов и педалей, которые располагаются внутри водительской кабины. К основным узлам управления техникой относятся механизмы, с помощью которых осуществляется управление:
- шасси грузовика;
- мотором;
- раздаточной коробкой (РК);
- гидравлическим насосом;
- шинно-пневматической муфтой (ШПМ);
- уменьшителем хода (УХ);
- радиаторной шторкой.
Конструкционные особенности и принцип функционирования системами управления шасси грузовика детально представлены в «Руководстве по эксплуатации Урал-4320».
Система управления двигателем
В двигателях снегоочистителей ДЭ-226 система управления подачей топлива и управления ручной остановкой двигателя оснащена электрическим приводом. С её помощью можно регулировать рабочую частоту, а также останавливать двигатель. Для управления рабочей частотой дизельного мотора используется моторедуктор (7) (рис. 1), который располагается на кронштейне (1). Вал моторедуктора имеет шкив (4), в котором крепится тросик (6). Противоположный конец тросика прикреплён к рычагу управления подачей топлива.
С помощью переключателя (24) (рис. 2) осуществляется управление моторедуктором. Вследствие этого тросик (6) начнёт накручиваться на шкив (4), что приведёт к перемещению рычага управления. При вращении моторедуктора в обратном направлении, тросик освобождается, а рычаг управления, под воздействием пружины, возвращается в исходное положение.
Остановка двигателя обеспечивается за счёт пневматического цилиндра (9) (рис. 1), который расположен на кронштейне (1). Шток пневмоцилиндра соединён с рычагом (2), к которому крепится тросик (6). Противоположный конец тросика прикреплён к скобе остановки двигателя.
Если нажать на кнопку (25) (рис. 2), произойдёт подача воздуха в пневматический цилиндр. Вследствие этого его шток выдвигается и способствует повороту рычага 2.
Процесс управления ходоуменьшителем и раздаточной коробкой
Система управления раздаткой, активируется посредством кнопки SB1 и трёхпозиционного выключателя SA1. Положение №1 отвечает переходу на высшую передачу, №2 – нейтральную, а №3 – низшую. На моделях снегоочистителей Амкодор-9531 высшая передача не предусмотрена, поэтому переключение на высшую аналогично переходу на нейтраль. Соответственно получается так, что с помощью выключателя SA1 передачи не переключаются, а он используется в качестве устройства управления рабочими режимами – нейтраль или низкая передача. Для включения системы управления используется кнопка SB1.
Алгоритм переключений состоит из следующих этапов:
- выключателем SA1 выбирается режим работы коробки – нейтраль или низшая передача;
- далее следует нажать на кнопку SB1, чтобы произошло включение необходимого режима.
Если будет включена низшая передача, загорится контрольная лампа HL1, если передачу отключить, лампа погаснет.
ВНИМАНИЕ: Включение низшей передачи возможно только при отключенном ходоуменьшителе.
Процесс управления УХ происходит по следующему алгоритму:
- переключатель SA1 переводится в положение нейтрали или высшей передачи (для модели Амкодор-9531 это идентично);
- нажимается кнопка SB1, чтобы выполнить отключение раздаточной коробки (сигнальная лампа HL1 должна погаснуть);
- дальше нужно нажать кнопку SB2, чтобы выполнить включение уменьшителя хода (сигнальная лампа HL2 должна загореться).
Свечение сигнального светоиндикатора HL2 указывает на включение УХ. Если она не загорелась, ходоуменьшитель не работает. В таком случае важно удостовериться, что раздаточная коробка действительно выключена и затем приступить к проверке лампы HL2.
Система управления оснащена специальной блокировкой. Она исключает возможность включения раздаточной коробки, если ходоуменьшитель включён и наоборот. Чтобы гарантировать надёжность и исправность снегоочистителя, важно соблюдать правила управления раздаткой и уменьшителем хода.
ВНИМАНИЕ: Если раздаточная коробка включена, категорически запрещается проводить включение ходоуменьшителя.
Принципиальная и электрическая схема системы управления УХ и раздаткой приведены в статье Электрическое оборудование ротора ДЭ-226. Наличие различий между схемами обуславливается тем, что пневмоцилиндр может комплектоваться датчиками положения цилиндра.
Процесс управления уменьшителем хода происходит с помощью пневматического цилиндра (1), на котором размещены соответствующие датчики (2) и (3). Пневматический цилиндр с помощью вилки (5) соединяется со скалкой (4). К ней прикреплена вилка (6), предназначенная для управления скользящей шестерней. Когда скалка смещается внутрь, вилка смещает шестерню, чтобы она вошла в зацепление. В результате этого начинается передача крутящего момента через ходоуменьшающий механизм. Текущее положение скалки фиксируется подпружиненным шариком (7). Чтобы ограничить перемещение скалки и не дать ей проскочить шарик (7), используется винт (8).
Датчик (2), контролирующий начало работы УХ, электрически связан с контрольной лампой HL2, а датчик отключения (3) предназначен для блокирования РК. Чтобы управлять работой датчиков, предусмотрены контрольные лампочки.
Расположение датчиков воздушного цилиндра соответствует крайним точкам поршня. Если датчики сместились со своих мест, поршень следует вывести в крайнее положение и, перемещая датчики по пневматическому цилиндру, выставить их и зафиксировать в положении, которое будет соответствовать срабатыванию датчиков. Тогда, во время рабочего процесса, когда поршень переместится в крайнюю точку, загорятся контрольные лампочки.
Возможные поломки системы управления
- раздаточная коробка не включается – проверить выключен ли уменьшитель хода;
- ходоуменьшитель не получается включить – проверить находится ли переключатель управления режимами работы раздаточной коробки в положении нейтраль или высшей передачи (соответствует положению нейтраль);
- не работает сигнальная лампа HL1 включения низшей передачи – не произошло включение низшей передачи или сигнальная лампа перегорела (для проверки нужно повторно перевести выключатель SA1 в положение, соответствующее низшей передачи и нажать на кнопку SB1);
- не работает сигнальная лампа HL2 – размещение датчика включения ходоуменьшителя не соответствует его рабочему положению на пневматическом цилиндре или перегорела сигнальная лампочка.
Процесс управления шинно-пневматической муфтой
Шинно-пневматическая муфта ШПМ 500х125 оснащена электропневматической системой управления. В её состав входит электромагнитный клапан, воздухоподводящая муфта и трубопроводы. Когда напряжение подаётся к магниту, сжатый воздух из баллона, через клапан, поступает по трубопроводу к воздухоподводящей муфте и дальше в баллон муфты сцепления.
Процесс управления шинно-пневматической муфтой реализован через подачу электрокоманд к клапану с электромагнитом. Сжатый воздух, который находится в ресивере, подаётся в подвод крышки. Когда включается электромагнит, шток начинает давить на верхний клапан и происходит разобщение вывода с атмосферной средой. В этот момент нижний клапан смещается от седла корпуса, что позволяет воздуху из подвода подаваться к шинно-пневматической муфте. Подача воздушного потока происходит через канал «а», расположенный в корпусе и вывод «II». Когда подача питания к электромагниту прекращается, нижний клапан, под воздействием пружины, прижимается к седлу корпуса. Верхний клапан в этот момент отходит от седла. В результате этого происходит сообщение вывода «II», через канал «а» в корпусе с атмосферной средой (вывод III).