В конструкции снегоочистителя ДЭ-226 предусмотрена возможность подключать ходоуменьшитель в кинематическую схему привода. Чтобы реализовать эту задачу, выполнена доработка раздаточной коробки. Она позволяет передавать крутящий момент на передний и средний мост. На задний мост передача крутящего момента происходит через проходной вал редуктора среднего моста.
Крепление раздаточной коробки происходит на раме грузовика с помощью двух кронштейнов, которые оснащены прорезиненными подушками. Все узлы коробки и междуосевого дифференциала собраны в корпусе литого исполнения. Шестерни, которые находятся в постоянном зацеплении, оснащены спиральными зубьями.
В процессе доработки из коробки удалена повышающая передача, а вместо промежуточного и первичного вала грузовика поставлены новые (3) и (16) (рис. 1).
В качестве опор первичного вала (3) используются роликовые подшипники конического типа. Они сняты с демонтируемого вала, на вал напрессовывается втулка (1). Ведущую шестерню понижающей передачи располагают на первичном валу с применением бронзовой втулки. Шлицевые участки вала имеют фланцы, предназначенные для фиксации карданных валов, а также каретку, используемую для того, чтобы включать и отключать ходоуменьшитель.
Вторичный вал (16) размещён на опорах в виде конических роликовых подшипников, которые закрыты защитными крышками. Под крышками есть регулировочные и уплотнительные прокладки. С их помощью регулируется осевой зазор конических подшипников. На шлицах вала неподвижно расположена шестерня. Она входит в зацепление с двумя шестернями – ведущая от первичного вала и ведомая от нижнего вала.
Система смазки раздаточной коробки
Когда работает снегоочиститель и включается ходоуменьшитель, скорость вращения шестерён в раздаточной коробке снижается в десять раз. Вследствие этого смазка хуже разбрызгивается, что приводит к тому, что она не смазывает нормально подшипники на вторичном и первичном валу коробки. Чтобы обеспечить смазывание этих подшипников используется система принудительного смазывания. В её состав входит шестерёнчатый насос , который размещён на оси промежуточного редуктора. С его помощью, по специальным трубопроводам, масло из нижней части коробки перекачивается в верхнюю. Дальше по лоткам оно подаётся к подшипникам вторичного и первичного валов.
Контролировать эффективность работы смазочной системы необходимо два-три раза за рабочий сезон. Эту процедуру проводят при выключенной коробке переменных передач грузовика и работающей трансмиссии рабочего узла.
Чтобы проверить функциональность системы смазки, следует ослабить и отпустить поворотный кронштейн держателя запаски вместе с колесом. Далее нужно открутить на 2-3 оборота накидную гайку нагнетающей трубопроводной магистрали от тройника верхней крышки коробки. Если масло начнёт проступать из-под гайки под давлением, это будет свидетельствовать, что система смазки функционирует нормально.
Важно запомнить, что система смазывания будет работать только тогда, когда трансмиссия привода рабочего органа находится во включённом состоянии. Чтобы исключить поломки раздаточной коробки, включать ходоуменьшитель, когда трансмиссия привода рабочего органа выключена, категорически запрещается. Допустимо, в аварийной ситуации, кратковременное включение ходоуменьшителя. Во время транспортного пробега (когда ходоуменьшитель выключен) смазывание подшипников происходит за счёт разбрызгивания смазки.