Ходоуменьшитель Д-902.80.00.000 (рис. 1) используется для снижения скорости движения снегоочистителя, обеспечивая его более плавные и точные перемещения. Когда происходит включение ходоуменьшителя ДЭ-226, шестерня 14 входит в зацепление с шестерней 8 (рис.1). В этот момент происходит расцепление первичного вала и шестерни раздаточной коробки (рис.2). Передача крутящего момента от раздаточной коробки осуществляется от первичного вала коробки через ходоуменьшитель к промежуточному валу, далее к элементам трансмиссии и к колёсам машины. Если происходит работа без ходоуменьшителя, крутящий момент от первичного вала раздаточной коробки передаётся на шасси. При такой передаче механизм редуктора ходоуменьшителя не задействуется. Во время этого процесса происходит зацепление каретки первичного вала раздаточной коробки (рис.1) с валом, а шестерня 8 выводится из зацепления с шестерней 14 ходоуменьшителя.
Внутри корпуса 13 ходоуменьшителя Д-902.80.00.000 установлены ведущий вал 2, промежуточные валы 5 и 10, ведомый вал 16, а также скалка 23 с вилкой 27. Для поддержки валов используются по два подшипника (3 и 7, 12 и 17), которые играют роль опор. Чтобы предотвратить осевое смещение валов, они фиксируются крышками, в которых находятся манжеты. На промежуточном и ведомом валах крепятся шестерни 4, 8 и 14.
Консольный конец вала 2 имеет муфты предельного момента со срезными пальцами. В её конструкцию входит фланец 31 и корпус 35, в их отверстия запрессованы закалённые втулки 32. В торцевой части корпуса предусмотрены монтажные отверстия, используемые для фиксации кардана.
Фланец с корпусом соединяется с помощью срезных пальцев 33. Консольный конец вала 16 имеет фланец. Чтобы зафиксировать скалку 23, в ней предусмотрены две канавки кольцевого типа. Они фиксируют скалку в одном из двух положений – либо «включено», либо «выключено». Это реализуется с помощью шарика 19 и пружины 20, которые удерживают скалку в нужной позиции.
Корпус ходоуменьшителя закрыт крышкой, в неё встроена пробка-сапун. Нижняя часть корпуса имеет две пробки – сливную и контрольную. Их используют для слива масла и проверки его текущего уровня.