Электрическая система шнекоротора ДЭ-226 предназначена для выполнения следующих функций:
- запуск мотора;
- подача питания к электрическим устройствам и приборам;
- обеспечение работы системы освещения;
- поддержка функционирования сигнализации.
Схема электрическая принципиальная
Электросистема состоит из двух частей – электрические устройства снегоочистителя и электрооборудование грузовика УРАЛ-4320.
Подробное описание электрооборудования, установленного на шасси Урал-4320, можно найти в "Руководстве по эксплуатации Урал-4320". Принципиальная электрическая схема представлена только на рисунке 1 и 2, а перечень всех элементов доступен ниже.
Электрическое оборудование, которое установлено на снегоочистителе, питается от электрической сети постоянного тока с номинальным напряжением 24 В. Подключение реализовано через однопроводную схему. Роль второго проводника играют металлические конструкции шнекоротора.
Указатели поворота грузовика УРАЛ-4320 и главные фары расположены на крыше кабины. Процесс регулировки света фар детально описан в «Руководстве по эксплуатации УРАЛ-4320».
Электрическая система, поддерживающая функционирование всех электрифицированных устройств снегоочистителя, включает в себя:
- стартер;
- электрогенератор;
- аккумуляторную батарею;
- контрольно-измерительные устройства;
- систему пуска мотора.
В каталоге запчастей ДЭ-226 стартер идёт под номером 25.3708-01, а генератор под номером 6582.3701. Генератор предназначен для подзарядки аккумулятора и питания электрических устройств в процессе движения грузовика.
Панель управления снегоочистителем
- Индикатор запуска мотора (не задействован);
- Красный мигающий индикатор аварийного снижения давления воздуха в шинно-пневматической муфте приводного механизма снегоочистительного узла;
- Красный контрольный индикатор загрязнения фильтрующего элемента гидросистемы;
- Индикатор контроля функционирования предпускового подогревателя;
- Зелёный индикатор контроля работы рециркуляционного насоса подогревателя;
- Трёхпозиционный переключатель клавишного типа для управления предпусковым подогревателем: клавиша в среднем положении – всё отключено, клавиша в нижнем нефиксированном положении – включение электроподогрева топлива перед форсункой подогревателя, клавиша в верхнем положении – запуск подогревателя;
- Выключатель для управления освещением в подкапотном пространстве мотора;
- Кнопочный переключатель для проверки работоспособности контрольных индикаторов;
- Модуль предохранителей (на табличке приведены символы защищаемых электроцепей);
- Дополнительный модуль предохранителей (на табличке указаны символы защищаемых цепей);
- Индикатор, сигнализирующий о разряде АКБ;
- Красный аварийный индикатор, информирующий о падении давления в системе смазывания мотора;
- Аварийный индикатор, срабатывающий из-за перегрева мотора;
- Красный контрольный индикатор, указывающий на минимальный уровень охлаждающей жидкости;
- Контрольный индикатор, сигнализирующий о засорении воздушного фильтра мотора;
- Красный контрольный индикатор, указывающий на загрязнение масляного фильтра мотора;
- Звуковой сигнализатор, оповещающий об аварийных режимах работы;
- Красный контрольный индикатор минимального уровня топлива;
- Выключатель для управления ШПМ 500х125 привода рабочего органа ДЭ-226.10.00.000;
- Выключатель кнопочного типа для дистанционного отключения «массы»;
- Замок зажигания и выключатель приборов: при вертикальном положении ключа – включается питание, при повороте ключа по часовой стрелке до фиксированного положения – активируются электрические приборы, при дальнейшем повороте в нефиксированное положение – после этого запускается стартер мотора;
- Трёхпозиционный клавишный переключатель с автоматическим возвратом в среднее положение: нажатие вверх – подъём рабочего органа, нажатие вниз – его опускание;
- Клавишный переключатель для управления поворотом «улитки»: нажатие влево – соответственно поворот влево, нажатие вправо – соответственно поворот вправо;
- Клавишный переключатель для управления процессом подачи топлива;
- Кнопка остановки мотора.
Панель реле
- Функциональная панель реле;
- Реле для запуска аварийной сигнализации;
- Промежуточное реле для управления прежде всего выключателем «массы»;
- Реле блокировки, предотвращающее отключение выключателя «массы»;
- Реле отключения стартера, после того как достигаются пусковые обороты двигателя;
- Реле-прерыватель контрольного индикатора, сигнализирующего об аварийном снижении давления в шинно-пневматической муфте;
- Промежуточное реле, активирующее контрольный индикатор аварийного уровня охлаждающей жидкости;
- Печатная плата с диодами для проверки исправности контрольных ламп и активации звукового сигнала, например в случае аварийных режимов.
Панель индикации
- Величина давления масла в моторе;
- Значение температуры охлаждающей жидкости мотора;
- Индикатор матричного типа с отображением: 3.1 – величины оборотов тахометра рабочего органа; 3.2 – величины оборотов тахометра мотора; 3.3 – величины напряжения в бортовой электросети; 3.4 – времени работы мотора;
- Значение давления в шинопневматической муфте;
- Положение уровня топлива в баке.
Технологический режим панели индикации
Разбивка шкал индикаторов
На рисунках 3, 4 и 5 приложения А3 представлены принципиальные электрические схемы соединений. Следовательно с их помощью упрощается поиск поломок, которые могут случаться например в системе электрооборудования, в процессе эксплуатации снегоочистителя.