Простая и понятная инструкция для механиков и автослесарей. Устройство тормозов, советы по регулировке и ремонту, где брать запчасти ГС-14.02.

Если у вас в работе автогрейдер ГС-14.02, рано или поздно вы столкнётесь с тем, что нужно обслужить или отремонтировать тормоза. В этой статье разберём, как они устроены, как их правильно регулировать и на что обращать внимание при ремонте. Также дадим пару практических советов, которые помогут сэкономить время и нервы.


Что представляет собой тормозная система ГС-14.02?

Автогрейдер ГС-14.02 имеет две тормозные системы:

  • Колёсные тормоза — работают на задних ведущих колёсах (рисунок 1).
  • Стояночный тормоз — установлен на редукторе заднего моста.
Колесный тормоз ГС-14.02
Рисунок 1 - Колесный тормоз
1-диск, 2-колодка тормозная, 3-пружина, 4-эксцентрик регулировочный, 5-шток, 6,9,25-пружина, 7-поршень, 8-манжета, 10-корпус цилиндра, 11-уплотнение, 12-планка,13-клапан воздушный, 15-катушка, 16-шайба, 17-стержень, 18-шестерня регулировочная, 19-втулка, 20-валик червячный, 21-ушко-кронштейн, 22-вилка, 23-стакан,24-полукольцо, 26-валик.

Оба типа важны, и оба требуют внимания при обслуживании. Расскажем подробнее про каждый.


Колёсные тормоза: устройство и принцип работы

Тормоза на колёсах — это колодочного типа , с гидравлическим приводом. Они состоят из таких основных частей:

  • Две тормозные колодки с фрикционными накладками
  • Стяжные пружины
  • Эксцентрики
  • Рабочий цилиндр
  • Нижнее регулировочное устройство
  • Диск

Работает всё так: когда вы давите на педаль тормоза, через систему подаётся гидравлическая жидкость, поршни двигаются, штоки прижимают колодки к барабану — машина замедляется или останавливается.

Как только вы отпускаете педаль, пружины возвращают колодки обратно, и колесо снова свободно вращается.

Почему важно следить за зазорами?

Со временем фрикционные накладки изнашиваются, и между колодкой и барабаном образуется слишком большой зазор. Из-за этого увеличивается ход педали, а торможение становится менее эффективным. Чтобы всё работало нормально, нужна регулировка.


Как отрегулировать колёсные тормоза?

Существует два вида регулировок: частичная и полная . Выбирайте подходящий вариант в зависимости от ситуации.

Частичная регулировка

Делается, если вы заметили, что педаль стала «проваливаться» больше, чем обычно — более чем на ¾.

Пошагово:

  1. Поднимите домкратом соответствующее колесо.
  2. Проверьте, нет ли люфта в ступице — затяните подшипники, если нужно.
  3. Ослабьте гайку эксцентрика и аккуратно поворачивайте его, пока колодка не начнёт немного "прихватывать" барабан.
  4. Затем медленно верните эксцентрик обратно до тех пор, пока колесо снова не станет вращаться свободно.
  5. Зафиксируйте положение гайкой.
  6. Проверьте, как работает тормоз после регулировки.

Полная регулировка

Выполняется при замене фрикционных накладок или серьёзном износе деталей.

Дополнительный шаг: После того как отрегулировали верхние части колодок, нужно также подвести нижние — с помощью червячного валика регулировочного устройства.

  • Вращение против часовой стрелки — подводит колодки к барабану.
  • Вращение по часовой — отводит их.

За 8 полных оборотов валика колодки смещаются примерно на 1 мм. После этого проверьте ещё раз верхний зазор и затяните гайки эксцентриков моментом 42–50 кгс·м .


Особенности гидропривода тормозов

Управление тормозами осуществляется через гидропедаль (рисунок 2). Жидкость подаётся из гидроаккумуляторов , и при нажатии педали она направляется в рабочие цилиндры.

Система тормозов гс-14.02
Рисунок 2 - Система тормозов
1-угольник, 2,3,10-рукав, 4-клапан зарядки, 5-гидроаккумулятор, 6-хомут, 7-место установки манометра для контроля давления в системе тормозов, 8-сигнализатор давления, 9-клапан разобщительный, 11-гидропедаль

На ход педали влияет несколько факторов:

  • Зазоры в тормозных механизмах
  • Наличие воздуха в системе
  • Настройка толкателя и золотника педали

Если всё отрегулировано правильно и воздуха в системе нет, ход педали должен быть не больше 100 мм .


Стояночный тормоз: что нужно знать?

Этот тормоз нужен, чтобы удерживать автогрейдер на месте, особенно на склоне — он способен выдержать уклон до 16% .

Рисунок 3 - Стояночный тормоз
1,12-винт регулировочный, 2-ось, 3,4,8-пружина, 5-колодка, 6-рычаг, 7,9-ролик, 10-кронштейн, 11-суппорт.

Важно помнить: использовать стояночный тормоз как рабочий нельзя ! Это можно делать только в чрезвычайной ситуации, когда отказали колёсные тормоза.

Стояночный тормоз — дискового типа , установлен на ведущей шестерне центрального редуктора. Регулировка проводится с помощью винтов , чтобы обеспечить равномерное прилегание колодок к диску.


Полезные советы от опытных механиков

🔧 Используйте оригинальные запчасти ГС-14.02 — они лучше подходят по размерам и качеству.

💧 Проверяйте уровень и состояние тормозной жидкости — грязная или старая жидкость может вызвать проблемы в системе.

🧰 Не забывайте про воздух в системе — его наличие может сделать педаль «ватной» или вообще привести к отказу тормозов.

🛠️ Делайте профилактический осмотр хотя бы раз в месяц — особенно перед началом активного сезона.

🔄 Правильно затягивайте гайки — момент затяжки для эксцентриков: 42–50 кгс·м .


Где взять надёжные запчасти ГС-14.02?

При выборе запасных частей обращайте внимание на:

  • Совместимость с вашей моделью
  • Сертификаты качества
  • Отзывы других пользователей

Лучше всего покупать запчасти ГС-14.02 у проверенных поставщиков. Это снизит риск ошибок при установке и поможет избежать преждевременного выхода из строя.


Итог

Тормоза ГС-14.02 — важная часть машины, и к их обслуживанию стоит подходить ответственно. Зная устройство и умея вовремя отрегулировать механизм, вы сможете быстро вернуть технику в строй и избежать лишних расходов. Главное — использовать правильные запчасти ГС-14.02 и соблюдать технологию ремонта.

Чеботарев Иван ГеннадьевичАвтор статьи: Иван Чеботарев
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©