Простая и понятная инструкция для механиков и автослесарей. Устройство тормозов, советы по регулировке и ремонту, где брать запчасти ГС-14.02.
Если у вас в работе автогрейдер ГС-14.02, рано или поздно вы столкнётесь с тем, что нужно обслужить или отремонтировать тормоза. В этой статье разберём, как они устроены, как их правильно регулировать и на что обращать внимание при ремонте. Также дадим пару практических советов, которые помогут сэкономить время и нервы.
Что представляет собой тормозная система ГС-14.02?
Автогрейдер ГС-14.02 имеет две тормозные системы:
- Колёсные тормоза — работают на задних ведущих колёсах (рисунок 1).
- Стояночный тормоз — установлен на редукторе заднего моста.

1-диск, 2-колодка тормозная, 3-пружина, 4-эксцентрик регулировочный, 5-шток, 6,9,25-пружина, 7-поршень, 8-манжета, 10-корпус цилиндра, 11-уплотнение, 12-планка,13-клапан воздушный, 15-катушка, 16-шайба, 17-стержень, 18-шестерня регулировочная, 19-втулка, 20-валик червячный, 21-ушко-кронштейн, 22-вилка, 23-стакан,24-полукольцо, 26-валик.
Оба типа важны, и оба требуют внимания при обслуживании. Расскажем подробнее про каждый.
Колёсные тормоза: устройство и принцип работы
Тормоза на колёсах — это колодочного типа , с гидравлическим приводом. Они состоят из таких основных частей:
- Две тормозные колодки с фрикционными накладками
- Стяжные пружины
- Эксцентрики
- Рабочий цилиндр
- Нижнее регулировочное устройство
- Диск
Работает всё так: когда вы давите на педаль тормоза, через систему подаётся гидравлическая жидкость, поршни двигаются, штоки прижимают колодки к барабану — машина замедляется или останавливается.
Как только вы отпускаете педаль, пружины возвращают колодки обратно, и колесо снова свободно вращается.
Почему важно следить за зазорами?
Со временем фрикционные накладки изнашиваются, и между колодкой и барабаном образуется слишком большой зазор. Из-за этого увеличивается ход педали, а торможение становится менее эффективным. Чтобы всё работало нормально, нужна регулировка.
Как отрегулировать колёсные тормоза?
Существует два вида регулировок: частичная и полная . Выбирайте подходящий вариант в зависимости от ситуации.
Частичная регулировка
Делается, если вы заметили, что педаль стала «проваливаться» больше, чем обычно — более чем на ¾.
Пошагово:
- Поднимите домкратом соответствующее колесо.
- Проверьте, нет ли люфта в ступице — затяните подшипники, если нужно.
- Ослабьте гайку эксцентрика и аккуратно поворачивайте его, пока колодка не начнёт немного "прихватывать" барабан.
- Затем медленно верните эксцентрик обратно до тех пор, пока колесо снова не станет вращаться свободно.
- Зафиксируйте положение гайкой.
- Проверьте, как работает тормоз после регулировки.
Полная регулировка
Выполняется при замене фрикционных накладок или серьёзном износе деталей.
Дополнительный шаг: После того как отрегулировали верхние части колодок, нужно также подвести нижние — с помощью червячного валика регулировочного устройства.
- Вращение против часовой стрелки — подводит колодки к барабану.
- Вращение по часовой — отводит их.
За 8 полных оборотов валика колодки смещаются примерно на 1 мм. После этого проверьте ещё раз верхний зазор и затяните гайки эксцентриков моментом 42–50 кгс·м .
Особенности гидропривода тормозов
Управление тормозами осуществляется через гидропедаль (рисунок 2). Жидкость подаётся из гидроаккумуляторов , и при нажатии педали она направляется в рабочие цилиндры.

1-угольник, 2,3,10-рукав, 4-клапан зарядки, 5-гидроаккумулятор, 6-хомут, 7-место установки манометра для контроля давления в системе тормозов, 8-сигнализатор давления, 9-клапан разобщительный, 11-гидропедаль
На ход педали влияет несколько факторов:
- Зазоры в тормозных механизмах
- Наличие воздуха в системе
- Настройка толкателя и золотника педали
Если всё отрегулировано правильно и воздуха в системе нет, ход педали должен быть не больше 100 мм .
Стояночный тормоз: что нужно знать?
Этот тормоз нужен, чтобы удерживать автогрейдер на месте, особенно на склоне — он способен выдержать уклон до 16% .

1,12-винт регулировочный, 2-ось, 3,4,8-пружина, 5-колодка, 6-рычаг, 7,9-ролик, 10-кронштейн, 11-суппорт.
Важно помнить: использовать стояночный тормоз как рабочий нельзя ! Это можно делать только в чрезвычайной ситуации, когда отказали колёсные тормоза.
Стояночный тормоз — дискового типа , установлен на ведущей шестерне центрального редуктора. Регулировка проводится с помощью винтов , чтобы обеспечить равномерное прилегание колодок к диску.
Полезные советы от опытных механиков
🔧 Используйте оригинальные запчасти ГС-14.02 — они лучше подходят по размерам и качеству.
💧 Проверяйте уровень и состояние тормозной жидкости — грязная или старая жидкость может вызвать проблемы в системе.
🧰 Не забывайте про воздух в системе — его наличие может сделать педаль «ватной» или вообще привести к отказу тормозов.
🛠️ Делайте профилактический осмотр хотя бы раз в месяц — особенно перед началом активного сезона.
🔄 Правильно затягивайте гайки — момент затяжки для эксцентриков: 42–50 кгс·м .
Где взять надёжные запчасти ГС-14.02?
При выборе запасных частей обращайте внимание на:
- Совместимость с вашей моделью
- Сертификаты качества
- Отзывы других пользователей
Лучше всего покупать запчасти ГС-14.02 у проверенных поставщиков. Это снизит риск ошибок при установке и поможет избежать преждевременного выхода из строя.
Итог
Тормоза ГС-14.02 — важная часть машины, и к их обслуживанию стоит подходить ответственно. Зная устройство и умея вовремя отрегулировать механизм, вы сможете быстро вернуть технику в строй и избежать лишних расходов. Главное — использовать правильные запчасти ГС-14.02 и соблюдать технологию ремонта.