Для обеспечения надежной и стабильной работы грейдера ГС-14.02 важно понимать устройство его электрооборудования. Эта система отвечает за запуск двигателя, освещение, работу приборов и других важных механизмов. Ниже мы подробно рассмотрим основные компоненты и принцип работы.
Основные принципы электрооборудования ГС-14.02
Система электрооборудования автогрейдера ГС-14.02 построена по однопроводной схеме , где минусовой провод соединяется с «массой» машины. Напряжение в бортовой сети — 24 Вольта .
В состав системы входят:
- Источники электроэнергии : аккумуляторные батареи и генератор.
- Потребители электроэнергии : стартер, фары, приборы освещения, отопитель, стеклоочистители, контрольно-измерительные приборы, звуковые сигналы.
- Коммутационная аппаратура и провода : обеспечивают распределение и управление током.
Аккумуляторные батареи
На грейдере ГС-14.02 установлены две аккумуляторные батареи , соединенные последовательно . Это позволяет получить необходимое напряжение 24 В для питания стартера и других потребителей.
Важно: Аккумуляторы должны быть постоянно заряжены. Разряд более чем на 30% летом и 25% зимой недопустим. Уровень электролита должен быть на 12–15 мм выше защитной решетки пластин .
Состояние заряда проверяется по плотности электролита (см. таблицы ниже). Для точной диагностики обращайтесь в специализированную мастерскую согласно инструкции по эксплуатации АКБ.
Таблица 1. Плотность электролита в зависимости от степени разряда:
| СОСТОЯНИЕ БАТАРЕИ | ПЛОТНОСТЬ ЭЛЕКТРОЛИТА (г/см³, ПРИ 25°С) |
|---|---|
| Полностью заряженная | 1,300 |
| Разряженная на 25% | 1,260 |
| Разряженная на 50% | 1,220 |
Таблица 2. Рекомендуемая плотность электролита в зависимости от климата:
| Макроклиматические районы (ГОСТ 16350-80), средняя месячная температура воздуха в январе, °С | Время года | Плотность заливаемого электролита, приведенная к 25°С, г/см³ | Плотность электролита, заряженной батареи, приведенная к 25°С, г/см³ |
|---|---|---|---|
| Очень холодный (от -50 до -30°C) | Зима | 1,28 | 1,30 |
| Очень холодный | Лето | 1,24 | 1,26 |
| Холодный (от -30 до -15°C) | Круглый год | 1,26 | 1,28 |
| Умеренный (от -15 до -8°C) | Круглый год | 1,24 | 1,26 |
| Теплый влажный (от 0 до +4°C) | Круглый год | 1,20 | 1,22 |
| Жаркий сухой (от -15 до +4°C) | Круглый год | 1,22 | 1,24 |
При остановке двигателя для предотвращения разряда батарей необходимо отключать их с помощью выключателя "массы" .
Генератор и контроль заряда
Генератор переменного тока обеспечивает зарядку аккумуляторов во время работы двигателя. Исправность генератора можно проверить ежедневно по амперметру на пульте управления . После запуска и выхода дизеля на средние обороты, амперметр должен показывать положительный зарядный ток, который со временем снижается.


Электросхема ГС-14.02
Для понимания принципа работы и поиска неисправностей используйте электросхему ГС-14.02 .
- Схема электрическая принципиальная 250.09.00.00.000Э3 относится к автогрейдеру с мостом 240.03.01.00.000 (Рисунок 1).
- Для моделей с мостом фирмы ZF применяется другая схема (см. соответствующую документацию).
Все жгуты проводов, проходящие в кабину, имеют штепсельные разъемы. Подключение и отключение разъемов производите только при отключенном питании .


Потребители электроэнергии и управление
Основные потребители электроэнергии:
- Стартер – для запуска дизельного двигателя.
- Электродвигатели : отопителя кабины, стеклоочистителей.
- Контрольно-измерительные приборы – на панели приборов.
- Система освещения и сигнализации : фары, фонари, звуковые сигналы.
Управление работой электрооборудования осуществляется с пульта управления и панели приборов на рулевой колонке .
Освещение
- Передние фары – с лампами двойного света (ближний/дальний).
- Фары кабины и задние фары – с однонитевыми лампами (рабочее освещение).
- Звуковые сигналы установлены спереди (на лобовой плите рамы справа) и сзади (на раме под радиатором).
- Розетка для переносной лампы – под капотом слева.
Предохранители
Плавкие вставки (предохранители) для дизелей со стартерным пуском находятся в блоке предохранителей под капотом .
Регулировка фар гс-14.02
Правильная регулировка фар гс-14.02 обеспечивает хорошую видимость и безопасность при движении в темное время суток.
Порядок регулировки передних фар:
- Установите грейдер с нормально накачанными шинами на ровной горизонтальной площадке перед экраном с разметкой (см. рисунок 3). Расстояние от стекол фар до экрана должно быть 7500 мм . Вертикальная линия на экране должна совпадать с продольной осью машины.
- Включите дальний свет фар.
- Одну из фар закройте светонепроницаемым материалом.
- Отпустите гайку установочного болта второй фары и отрегулируйте её так, чтобы центр светового пятна находился в точке пересечения вертикальной и горизонтальной линий на экране. Затяните гайку.
- Повторите регулировку для второй фары.
- При включенном дальнем свете проверьте совместное освещение: центры пятен должны находиться на горизонтальной линии, образуя общее яркое пятно.
- При необходимости дорегулируйте и надежно затяните гайки.
Проверка ближнего света:
Линия центра ближнего света каждой фары должна находиться на 7,5–10 см ниже линии центров дальнего света.

Для подбора и замены комплектующих рекомендуем использовать каталог запчастей гс-14.02, соответствующий вашей комплектации и году выпуска машины. Это позволит точно подобрать необходимые компоненты электрооборудования.
Понимание устройства и правильная эксплуатация электрооборудования гс-14.02 – залог долгой и безотказной работы вашей техники.
