Функциональные возможности
Пескоразбрасывающее оборудование ПР-6 предназначено для зимнего обслуживания автомобильных дорог. С его помощью происходит распределение сыпучих материалов и противогололёдных реагентов по поверхности дорожного покрытия. Этот процесс позволяет предупредить образование ледяной корки на поверхностях автодорог.
Технические параметры
Тип шасси для монтажа оборудования: | Самосвал (например, КамАЗ-65222 и другие) |
Мощность двигателя грузовика: | не меньше 176 кВт (240 л.с.) |
Снаряжённая масса разбрасывающего оборудования: | не больше 1,6 т |
Полная масса разбрасывающего оборудования: | не больше 11,6 т |
Значение нагрузки на дорожное покрытие от грузовика с оборудованием полной массы: | Не превышает допустимые нормы для конкретного грузовика |
Габариты перскоразбрасывающего оборудования, ДхШхВ: | 5000 × 2490 × 2000 мм |
Предельная транспортная скорость: | не больше 9,8 м/с (35 км/ч) |
Скорость с пустым бункером: | Согласно требованиям Правил дорожного движения |
Средний ресурс до капремонта: | 6 тыс. часов |
Ёмкость бункера: | 12 м³ |
Рабочая ширина обрабатываемого участка: | 4...7 м |
Предельное значение рабочей скорости с навесным оборудованием, м/с (км/ч) | 5,6 м/с (20 км/год) – при обработке инертными материалами;6,9 м/с (25 км/год) – при обработке реагентами |
Значение средней плотности распределения материалов: | 100...400 г/м² для инертных материалов10...35 г/м² для реагентов |
Тип транспортёра для подачи материалов к разбрасывателю: | Скребковый, одно- или двухцепной |
Частота вращения ведущей звёздочки: | 6...9 мин-1 |
Величина диаметра разбрасывающего диска навесного оборудования: | 500 мм |
Рабочая частота разбрасывающего диска: | 100...500 мин⁻¹ |
Для работы пескорасбрасывающего оборудования потребуется самосвал грузоподъёмностью не менее 20 т. Он нужен для транспортировки оборудования, которое монтируется у него в кузове.
Конструкция и принцип работы компонентов оборудования
Бункер
Бункер пескоразбрасывающего оборудования сделан в виде цельносварной металлической конструкции. Его форма позволяет обеспечить равномерную подачу сыпучих материалов к транспортёру. В верхней части бункерные боковые стенки стянуты съёмной поперечиной, что позволяет поддерживать конструкцию навесного оборудования в стабильном состоянии.
В передней и задней стенках бункера проделаны специальные отверстия для прохождения верхней ветки транспортной цепи. Над цепью установлен специальный рассекатель, предотвращающий её разрыв и защищающий гидравлический привод от перегрузок, особенно при полном заполнении бункера.
Транспортер
Цепной транспортёр навесного оборудования выполнен из сварных калиброванных цепей диаметром 16 мм, на которые приварены специальные скребки для эффективного перемещения материалов.
Шиберная заслонка, закреплённая на задней стенке, регулирует подачу рассыпчатых материалов. Кожух, расположенный над пескоразбрасывающим диском (поз. 6), служит для предотвращения выброса материалов выше безопасной зоны.
Разбрасывающий диск
Пескоразбрасывающий диск сделан в виде конструкции, к которой приварены лопатки и шлицевая втулка. Он крепится на валу, который опирается на упорный шарикоподшипник. Этот вал играет роль удлинителя вала гидравлического мотора, что гарантирует защиту от осевых нагрузок. Вся величина осевых нагрузок, возникающих на пескоразбрасывающий диск, приходится на упорный подшипник.
Передача крутящего момента к пескоразбрасывающему диску происходит через вал, связанный с гидравлическим мотором. Он закреплён на кронштейне рамы пескоразбрасывающего оборудования.
Разбрасывающий механизм навесного оборудования является откидным, что снижает вероятность его повреждения при заездах на пункты загрузки или во время транспортировки. Конструкция диска позволяет регулировать расстояние между разбрасывающим механизмом и дорожным полотном, что способствует его эффективному использованию в различных условиях.
Транспортер
Цепь транспортёра натягивается на ведущей звёздочке с помощью натяжного ролика. Ведущая звёздочка установлена на шлицах ведущего вала. В двухцепной версии транспортёра на ведущем валу монтируются две звёздочки. Концы валов закреплены на опорах с подшипниками качения. На выходной конец вала, расположенный с правой стороны грузовика, крепится гидровращатель.
Для фиксации корпуса гидровращателя используется реактивная тяга, которая посредством промежуточного рычага фиксируется к бункеру. Натяжной ролик транспортёра пескоразбрасывающего оборудования вращается на подшипниках, он установлен на оси натяжного механизма. Эта ось может двигаться вдоль направляющих, которые располагаются в передней части кузова.
Требуемое натяжение цепного транспортёра поддерживается с помощью двух пружин, которые регулируются посредством гаек, установленных на направляющих.
Гидравлическое оборудование
Привод транспортёра пескоразбрасывателя КДМ и разбрасывающего диска навесного оборудования осуществляется через гидромеханическую трансмиссию, которая включает в себя следующие элементы:
- коробка отбора мощности грузовика;
- гидровращатель транспортёра;
- гидравлический мотор разбрасывателя;
- гидравлическая система пескоразбрасывающего оборудования, состоящая из двух расходомеров.
Гидравлическое оборудование обеспечивает привод всех рабочих узлов и агрегатов пескоразбрасывателя.
Гидронасос
Процесс отбора мощности для работы гидравлического насоса происходит через коробку отбора мощности (КОМ), которая соединена с коробкой передач. Стандартный гидравлический насос НШ32 заменяется на НШ50 для обеспечения большей производительности гидравлической системы и всего оборудования. В случае использования коробки отбора мощности импортного производства с гидронасосами объёмом свыше 50 см³ замена насоса не требуется.
КОМ с установленным гидравлическим насосом НШ50 используется как для работы грузовика, так и для транспортёра. Чтобы переключить гидравлическую систему между подъёмом кузова и приводом пескоразбрасывающего узла пользуются трёхходовым краном. После отсоединения гидравлического цилиндра подъёма кузова от гидросистемы грузовика при помощи быстроразъёмной муфты, передача управления происходит на пескоразбрасывающий механизм.
Гидронасос навесного пескоразбрасывающего оборудования выполняет забор масла посредством маслопровода, который соединён с баком. Ключевым фактором корректной работы гидравлической системы является чистота используемого масла и полная герметичность всех её систем, резервуаров и узлов.
Силовой узел системы привода гидравлики: | Гидронасос НШ 50 (с левым вращением), либо импортный аналог с объёмом не больше 50 см3 |
Рабочее давление в гидравлической системе: | 15+1 МПа, (150+10 кгс/см2) |
Тип рабочей жидкости: | МГЕ-46В (ТУ38-1015070) |
Ёмкость бака: | не меньше 120 л |
Встроенный в гидробак линейный фильтр: | величина условного прохода 32 мм, показатель пропускной способности равен 100 дм3/миндля очистки используется одинарный бумажный цилиндрический элемент, тонкость фильтрации 25 мкм |
Рукава высокого давления: | dN16, dN10 |
Гидромотор разбрасывателя MS-80 | скорость вращения от 10 до 810 мин-1, величина крутящего момента 151 нммотор планетарного типа, реверсивный нерегулируемый с рабочим объёмом 80 см3 |
Гидровращатель ГВУ-Ф-6300 для привода транспортёра | скорость вращения от 10 мин-1, величина крутящего момента 7640 нмреверсивный с рабочим объёмом 6300 см3 |
Регулятор расхода РР-12 | величина номинального расхода 80 л/мин |
Быстросъемные муфты
Для подключения навесного оборудования используются быстросъёмные муфты:
1. На задней левой стороне:
- верхняя муфта dN=16 – для подачи масла к гидрооборудованию транспортёра и разбрасывателя;
- нижняя муфта dN=16 – для отвода масла в гидробак (сливная магистраль);
- муфта dN=10 – для дренажа масла от гидромотора разбрасывателя.
2. На штуцере подачи масла к гидроцилиндру самосвала: (в случае отсутствия трёхходового крана возможна альтернативная схема подключения).
Гидробак
Бак гидравлической системы пескотряса КАМАЗ закреплён на надрамнике самосвала между кабиной и кузовом. Внутри установлены 2 типа фильтров – линейный и воздушный. При необходимости установка пескоразбрасывающего оборудования возможна без замены штатного гидробака грузовика.
Гидравлический фильтр
Линейный фильтр выполняет очистку рабочей жидкости перед её подачей к гидронасосу навесного оборудования. Жидкость поступает к крышке фильтра, в этом случае она попадает в отстойник и проходит через фильтрующий элемент, гарантируя высокий уровень очистки перед подачей в систему.
Фильтрующий элемент имеет цилиндрическую форму и состоит из внешней перфорированной обечайки и внутреннего трубчатого элемента. Между ними размещена шторка из фильтрующей бумаги. Осаждение крупных загрязнений происходит в отстойнике, а мелкие частицы улавливаются фильтрующим бумажным слоем.
Для предотвращения повреждений фильтроэлемента в случае его засорения или необходимости пуска оборудования в холодное время предусмотрен клапан-предохранитель. Он настроен на срабатывание при увеличении перепада давления в фильтре до 0,25 МПа (2,50 кгс/см²). Если давление возрастает до 0,3 МПа (3,0 кгс/см²), клапан полностью перепускает рабочую жидкость в гидробак, обходя фильтрующий элемент.
Доливка и слив гидравлического масла
Заправка бака производится с помощью воронки, после снятия воздушного фильтра. Перед заливкой масла в гидравлику навесного оборудования, оно обязательно должно проходить фильтрацию с применением специального фильтрующего материала.
На днище бака расположена сливная пробка, а на стенке бака установлен маслоуказатель для контроля положения рабочего уровня масла.
Гидравлический узел пескоразбрасывающего оборудования, оснащённый двумя регуляторами расхода, показан на рис. 3.
К гидробаку крепится сливной коллектор, по которому масло отводится на слив из всех гидромоторов и гидрораспределителя. Он представляет собой трубчатообразный элемент с приваренными штуцерами, который крепится на гидробаке. Отвод масла к коллектору происходит от гидромотора разбрасывателя, гидровращателя транспортёра и сливных секций регуляторов расхода. Далее масло проходит через фильтр и возвращается обратно в бак.
Электрическое оборудование
Электрическое оборудование служит для управления гидрораспределителями, задней фарой освещения рабочей зоны, а также проблесковым маяком. Включается электрическое оборудование с помощью соответствующих переключателей.