точное дозирование гудронатора

Описание функции точного дозирования автогудронатора

Система (функция) точного дозирования битума предназначена для контроля текущей нормой подачи битума на гудронаторе, и обеспечивает следующие функции:

  • быстрая настройка заданного объема розлива;
  • поддержание заданного объема розлива в процессе движения автогудронатора;
  • регулировка нормы подачи материала в движении;
  • контроль производительностью битумного насоса от нуля до максимума из кабины оператора (в режиме «Ручное управление»).

Регулирование нормы подачи битума производится путем преобразования частоты вращения битумного насоса при помощи регулятора расхода гидравлического масла с электромагнитным управлением, встроенного на подающей гидролинии гидросистемы гудронатора (см. рис. 1).

Схема гидравлическая принципиальная автогудронатора

Рис.1. Схема гидравлическая принципиальная автогудронатора с
точным дозированием

Система автоматики (СА) состоит из:

  • Панели оператора (содержит элементы управления и индикации);
  • Блока автоматики (содержит блок питания, устройство защитного отключения, контроллер);
  • Регулятора расхода гидравлической жидкости с электромагнитным управлением;
  • Вспомогательных датчиков;
  • Соединительных кабелей.

Панель оператора

Панель оператора закреплена на кронштейне солнцезащитного козырька в кабине водителя. Внешний вид панели оператора показан на рис.2.

панель оператора
Рис.2. Внешний вид панели оператора.

1 – клавиша включения электропитания; 2 – клавиша включения режима регулирования розлива битума работы; 3 – сенсорная панель.

На сенсорной панели в процессе работы отображаются различные данные, а также изображения (контуры) кнопок перехода в настроечные режимы и кнопок переключения между режимами работы. Воздействие на кнопки должно осуществляться легким прикосновением к соответствующему сегменту сенсорной панели. В дальнейшем тексте под термином «нажать» кнопку подразумевается легкое прикосновение к ее изображению.

Внимание! При работе с сенсорной панелью руки оператора должны быть чистыми.

блок автоматики

Блок автоматики

Блок автоматики закреплен на задней стенке кабины водителя. В процессе работы блок автоматики выдает управляющие сигналы на регулятор расхода гидравлической жидкости.

Регулятор расхода гидравлической жидкости гудронатора

Регулятор расхода гидравлической жидкости марки РР-16Э (или аналог) установлен в шкафу управления гидрооборудованием автогудронатора. Представляет собой регулируемый дроссель с встроенным предохранительным клапаном, настроенным на давление 140-160 кгс/см3 (14-16 МПа). Управление регулируемым дросселем осуществляется при помощи мотор-редуктора постоянного тока 12В, смена направления регулирования осуществляется изменением полярности подключения.

Подключение регулятора расхода осуществляется следующим образом: канал Р – вход рабочей жидкости, канал А – потребитель, канал Т – слив. Схема регулятора расхода приведена на рис. 3.

регулятор расхода
Рис.3. Регулятор расхода гидравлической жидкости гудронатора.

Комплект датчиков

Комплект датчиков включает:

  • датчик частоты вращения битумного насоса (устанавливается возле полумуфты привода битумного насоса на специальном кронштейне);
  • датчик давления битума (служит для повышения точности дозирования битума, устанавливается за дополнительную плату (опция)).

Система точного дозирования автогудронатора, также принимает сигнал от генератора двигателя шасси, который через поправочный коэффициент и коэффициенты параметров трансмиссии шасси преобразуется в сигнал скорости движения.

Порядок работы системы точного дозирования

Режимы работы

Система работает следующих режимах:

  • «Автоматический»;
  • «Ручное управление».

Автоматический режим

При включении клавиши «Питание» происходит запуск системы, по умолчанию она запускается в «Автоматическом» режиме. Диалоговое окно выбора параметров данного режима приведено на рис.4.

Диалоговое окно «Автоматического» режима работы позволяет гудронатору установить необходимые параметры розлива: ширину розлива, норму розлива, а также передачу КПП, на которой предполагается осуществлять движение. Последовательность установки параметров значения не имеет, однако наиболее удобен порядок выбора ШИРИНА-НОРМА-ПЕРЕДАЧА.

автоматический режим
Рис.4. Меню «Автоматического» режима работы

1 – кнопка перехода режима ручного управления; 2 – кнопка перехода в режим настроек; 3 – кнопка перехода к окну сообщений об ошибках; 4 – кнопка перехода в окно сообщений об авариях в системе; 5 – символ включения/выключения клавиши «Работа» (отображается пустая клетка когда выключена и символ «Р» когда включена); 6 – зона отображения часов; 7 – кнопка перехода к режиму выбора нормы розлива; 8 – кнопка перехода в режим выбора ширины розлива; 9 – кнопки выбора передачи движения.

Выбор ширины распределения битумного материала

Для выбора ширины нанесения необходимо нажать на кнопку 8 (рис. 4), при этом появится диалог выбора ширины розлива из стандартного ряда 1,09 - 4,75 м с шагом 0,19 м (рис. 5). Выбор ширины розлива осуществляется нажатием на соответствующее значение, после чего необходимо нажать «Ввод» и «Главный» для возврата в предыдущее меню.

меню выбора ширины
Рис.5. Меню выбора ширины розлива

Внимание! Ширина розлива, устанавливаемая в режимах настройки, должна соответствовать реально установленной ширине розлива (число задействованных форсунок × 0,19м) на битумном распределителе.

Выбор объема подачи битумного материала

Для выбора нормы розлива необходимо нажать на кнопку 7 (рис. 4), при этом появится диалог выбора нормы розлива из стандартного ряда 0,3-3,0 л/м2 с шагом 0,05 л/м2 (рис. 6). Выбор нормы розлива осуществляется нажатием на кнопки –/+, после установки требуемого значения необходимо нажать «Ввод» и «Главный» для возврата к предыдущему меню.

меню выбора нормы
Рис.6. Меню выбора нормы розлива

После ввода ширины и нормы розлива необходимо ввести передачу КПП, на которой предполагается осуществлять движение. Выбор передачи осуществляется нажатием на одну из кнопок 9 (рис. 4). Передача выбирается из ряда 1Н, 1В, 2Н, 2В, где Н, В означает соответственно низшую и высшую передачи делителя (для шасси с коробкой передач Камаз-154 с делителем). Для шасси с КПП без делителя 1Н соответствует первой передаче, 1В – второй, 2Н – третьей, 2В – четвертой.

Определение максимального объема подачи материала

После ввода передачи КПП контроллер блока автоматики производит проверку достижимости заданной нормы розлива на указанной передаче и ширине розлива. Для этого по формуле (1) определяется максимальная достижимая на указанной передаче норма розлива C max:

формула
Формула (1)

Физический смысл и значения коэффициентов в формуле (1) приведены в таблице 1.

таблица 1
Таблица 1 – Коэффициенты расчета нормы розлива
таблица 2
Таблица 2 – Значения коэффициента i к.вал/ком для шасси Камаз-65115

Рассчитанная по формуле (1) норма розлива C max сравнивается с заданной C, и когда заданная норма розлива C превышает максимально достижимую C max, она не может быть обеспечена при движении на данной передаче с данной шириной розлива. При этом, начинает подсвечиваться кнопка 3 (рис. 4). При нажатии на кнопку 3 появляется сообщение об ошибке (рис. 6). Для устранения ошибки необходимо понизить передачу, на которой предполагается осуществлять движение, либо уменьшить ширину, либо снизить норму розлива.

сообщение об ошибке
Рис.7. Сообщение об ошибке

Испытания параметров

После успешного ввода необходимых параметров розлива, рекомендуется провести короткую имитацию режима работы системы автоматики. Для чего включить битумный насос в режиме циркуляции битума через распределитель (см. Руководство по эксплуатации на гудронатор), и нажать клавишу «Работа» (рис. 2).

Внимание! Положение рычажка включения делителя (I/II) во время имитации должно соответствовать передаче, на которой предполагается осуществлять движение.

Частоту вращения двигателя при циркуляции желательно поддерживать ориентировочно 1000 об/мин. Проциркулировав битум не менее 1,5…2 мин, клавишу «Работа» необходимо отключить.

Внимание! Во всех случаях клавишу «Работа» необходимо включать после включения битумного насоса, а выключать перед выключением битумного насоса.

Автогудронатор готов к началу розлива битума. Розлив битума осуществляется в соответствии с Руководством по эксплуатации на гудронатор.

Для задействования функции точного дозирования битума необходимо через 1…2 секунды после начала розлива нажать клавишу «Работа». При этом контроллер блока автоматики принимает сигнал от датчика оборотов битумного насоса N бит/нас, об/мин, и от генератора двигателя шасси N двиг , об/мин, и рассчитывает текущую фактическую норму розлива битума C факт по формуле (2).

формула 2
Формула (2)

Предварительные испытания

Значение объемного КПД битумного насоса n бит/нас при расчете по формуле (2) определяется уже не как постоянная величина из табл.1, а в зависимости от оборотов битумного насоса n бит/нас, согласно тарировочной таблице, забитой в ячейки памяти блока автоматики. Тарировочная таблица получена путем стендовых испытаний серийного битумного насоса на заводе-изготовителе.

Рассчитанная фактическая норма розлива битума C факт сравнивается с заданной C, при наличии отклонения в большую или меньшую сторону контроллер выдает соответствующий сигнал на регулятора расхода гидравлической жидкости.

Норму розлива на автогудронаторе можно изменить и в движении, для этого необходимо на короткое время отключить клавишу «Работа», ввести новое значение нормы розлива, после чего снова включить клавишу «Работа».

Как правило, успешная предварительная настройка системы точного дозирования в режиме имитации позволяет достичь удовлетворительной точности розлива и без включения клавиши «Работа» в движении.

При переходе в «Ручной режим» работы значения введенных параметров розлива остаются неизменными.

Из «Автоматического» режима доступна коррекция текущего хода часов, для этого необходимо нажать на дисплей, где отображается текущее время (позиция 6  на рис. 4), и в появившемся меню ввести новое значение времени.

Режим ручного управления

Для перехода к режиму ручного управления необходимо нажать на сенсорной панели кнопку 1 (рис. 4). При этом на дисплее отобразится меню ручного режима работы (рис. 8). Режим ручного управления применяется при наполнении/опорожнении цистерны (когда требуется максимальная частота вращения битумного насоса). Режим ручного управления может также применяться при настройке нормы розлива «на глаз», либо при отказе «Автоматического» режима.

меню ручного режима работы
Рис.8. Меню ручного режима работы

1 – кнопка перехода в автоматический режим; 2 – кнопка перехода к режиму настроек системы (при эксплуатации не используется); 3 – кнопка уменьшения оборотов битумного насоса; 4 – кнопка увеличения оборотов битумного насоса; 5 – зона отображения текущей частоты вращения битумного насоса.

В ручном режиме работы на дисплее отображается текущая частота вращения битумного насоса. Нажатием на кнопки –/+ можно изменять частоту вращения в меньшую или большую сторону.

Внимание! Из-за технических особенностей регулятора расхода гидравлической жидкости, повышение оборотов битумного насоса от нуля до максимума происходит достаточно быстро, поэтому не следует держать кнопку 4 (рис. 8) нажатой более 10 с. Снижение оборотов от максимума до нуля может происходить медленнее.

Выключение системы точного дозирования на гудронаторе

Выключение системы производится переводом клавиши «Питание» (рис. 2) в положение «Выключено». При выключении системы исполнительный элемент регулятора расхода гидравлического масла не включается, что позволяет осуществлять как розлив, так и наполнение или слив из цистерны и при выключенной системе точного дозирования (без изменения параметров розлива).

Чеботарев Иван ГеннадьевичАвтор статьи: Иван Чеботарев
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *